6 февраля в Москве началась 30-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства. Одним из первых мероприятий в рамках деловой программы «Продэкспо - 2023» стала панельная дискуссия «Развитие сбыта российской органической продукции: внутренний и внешний спрос», организованная Роскачеством и АО «Экспоцентр».
Ключевые спикеры мероприятия:
· Первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин · Председатель комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных
· Президент - генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов
· Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова
· Заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Алексей Забозлаев
· Директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян
· Директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин
· Директор Центра экспертной поддержки Российского экспортного центра Милана Мамбетова
· Управляющий директор Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк» Максим Коваленко
Модерировала мероприятие замруководителя Роскачества Елена Саратцева, отметившая рост знания об органике среди российских потребителей.
Андрей Яцкин напомнил про второй Всероссийский конкурс на соискание премии за достижения в развитии органической продукции, который, в том числе, помогает привлечь внимание к теме органики у потребителей. Конкурс проводится под эгидой Совета Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Роскачеством при поддержке Фонда «Органика». Заявки принимаются до 10 марта в специальном разделе на сайте Роскачества.
Александр Двойных сообщил, что законопроект по признанию эквивалентности терминов «эко», «био» и «органик» планируется принять во время весенних слушаний. Тогда «эко» и «био» будут наноситься на упаковку производителями только после процедуры сертификации в аккредитованном органе, как сейчас происходит с маркировкой «органический».
После этого будут предметно обсуждаться следующие меры по развитию органики:
1) Выделение отдельных полок под органическую продукцию;
2) Меры поддержки совместно с Минсельхозом России;
3) Информационная кампания по просвещению потребителей;
4) Работа с крупными агрохолдингами и производителями.
Александр Двойных выразил уверенность, что спрос на органическую продукцию будет серьезно расти, так как возрастает число людей, более сознательно относящихся к тому, что они употребляют в пищу.
Александр Борисов выразил благодарность Роскачеству за вклад в развитие и продвижение темы органики. На базе Роскачества действует Национальный центр компетенций развития органической и «зеленой» продукции, который по принципу «одного окна» осуществляет деятельность по стандартизации, сертификации, созданию и реализации фокусных образовательных модулей, а также популяризацию органической и «зеленой» продукции и мониторинг ее качества.
Армен Арутюнян выразил мнение, что соглашение о едином органическом рынке на территории стран-членов ЕАЭС будет подписано до середины этого года. Таким образом, у всех стран-членов Евразийского экономического союза будут общие принципы развития органического сельского хозяйства.
Работа по формированию единого рынка органики ведется в рамках межгосударственного технического комитета по стандартизации «Продукция органического производства» (МТК 557). Председателем МТК 557 является руководитель Роскачества Максим Протасов.
Яна Склярова сделала акцент на недобросовестной конкуренции, которая возникает, в том числе, и из-за отсутствия закрепленных определения понятий «эко» и «био».
Алексей Забозлаев рассказал, что в регионе, занимающем пятое место по уровню жизни, есть 22 миллиона тонн запасов дикоросов. Имея такой колоссальный запас и видя спрос на экологически чистую продукцию, региональные власти стали развивать направление по производству органической продукции. Серьезная работа ведется совместно с Роскачеством, а также с Союзом органического земледелия и Фондом «Органика».
Вячеслав Федюнин отметил, что продвижение органической продукции связано со спросом, который пока не сформирован. Это объемный вопрос, поэтому Фонд с использованием различных инструментов занимается повышением знания об органике – проводит выставки, организует коллективные стенды.
Милана Мамбетова обратилась к Роскачеству с просьбой продолжать активную работу в части стандартов, процедуры оценки соответствия и гармонизации требований к органической продукции с другими странами, чтобы было возможным оптимизировать процесс признания результатов проведенной оценки.
Максим Коваленко подчеркнул важность сделать привычным для потребителей приобретать натуральную продукцию при покупке в магазинах и рассказал, кто сейчас является основным потребителем органики. В первую очередь, это семейные пары, женщины с детьми, аудитория, которая больше заботиться о здоровье. Возрастной диапазон - 28-45 лет. Основная мотивация таких потребителей - персональная, личностная, профессиональная реализация, воспитание детей, забота о здоровье, а также повышение своей кулинарной экспертизы.
В обсуждении темы органики приняли участие и представители Федерации рестораторов и отельеров, торговых сетей и производителей органической продукции. Начальник отдела Ультрафреш, Азбука Вкуса, Дмитрий Илюкевич рассказал, в частности, как сеть выделяет органическую продукцию в офлайне, и сказал, что Азбука Вкуса ожидает новых сертифицированных производителей.