Развитие внутреннего рынка органической сельхозпродукции, увеличение экспорта этого вида продовольствия, а также внедрение новых агротехнологий – таковы цели Стратегии развития производства органической продукции до 2030 года. Распоряжение о её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Органическая сельхозпродукция – одно из перспективных направлений развития отечественного сельского хозяйства. При её производстве не используются минеральные удобрения и химические вещества. Вместо них в ход идут биопрепараты, органические удобрения, сидераты (зелёные удобрения) и микробиологические удобрения. Такой подход позволяет существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение рек, озёр и подземных вод, а также деградацию почв.
В России на сегодняшний день органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырьё выпускают в 47 регионах. Производители поставляют на рынок крупу, муку, детское питание, консервы и соки, мясо и молоко, орехи и ягоды, овощи и фрукты, корма, а также ряд других товаров. Их производство последовательно растёт в среднем на 8–10% ежегодно. Но пока доля органической продукции отечественного агробизнеса на внутреннем рынке составляет менее половины от общего объёма.
Стратегией определены пять целевых показателей отраслевого развития. Первый касается объёма производства конечной органической продукции для внутреннего рынка. К 2030 году он должен вырасти до 114,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2021 году такой показатель составлял 9,1 млрд рублей. Второй показатель – динамика развития производства. Если в 2021 году оно выросло на 13,3% по сравнению с 2020 годом, то к 2030 году ежегодный прирост должен составить уже 20,7%. Третий показатель связан с объёмом потребления органической продукции. По сравнению с 2021 годом в 2030 году он должен вырасти более чем в 6 раз – до 149,8 млрд рублей.
Развитию внутреннего потребления должно способствовать сбалансированное ценообразование. Так, если разница в ценах на традиционные и органические продукты останется в пределах 15–30%, целевой сегмент потребителей органической продукции значительно расширится за счёт массового покупателя, который будет готов переплачивать определённые суммы за более качественное продовольствие.
Четвёртый показатель отражает динамику экспорта органического продовольствия – в 2030 году его объём должен составить 27,8 млрд рублей. При этом аналогичные цифры в 2021 году были на уровне 3,7 млрд рублей. Приоритетным рынком для российского органического продовольствия в стратегии обозначен Китай, который в последние годы стал крупнейшим в мире импортёром продовольствия. Российские производители готовы поставлять на китайский рынок кукурузу, соевые бобы, кедровый орех. Также большим экспортным потенциалом обладают ячмень, замороженные ягоды, мёд и орехи. Помимо Китая российские органические продукты должны найти свою нишу на рынках государств Персидского залива, Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья.
Пятый показатель – площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия. Через шесть с половиной лет она должна составлять более 4,2 млн га, притом что в 2021 году такие посевы составляли всего 656 тыс. га. Вовлечение в сельхозоборот новых земель, которые могли бы использоваться для выращивания экологически чистых культур, стратегия определяет как ещё одно приоритетное направление развития отрасли.
Вопрос обсуждался в ходе совещания с вице-премьерами 17 июля.