Российские предприятия совершенствуются в области качества

К новостям 29 июня 2018
Качество организации производства на российских предприятиях, оцениваемое экспертами Премии Правительства РФ в области качества, постоянно улучшается. По словам руководителя направления по системам управления Роскачества Игоря Горюнова, средний балл, полученный предприятиями в ходе проверки на местах, растет год от года. В 2018 году эксперты ожидают рост среднего балла на этапе очной оценки предприятий на 15%.
В 2016 году российские предприятия получали среднюю оценку в 514 баллов, а в 2017 году – уже 557. В этом году организаторы, анализируя уже идущую проверку (проверена деятельность 12 организаций из 50), ожидают роста среднего балла не менее, чем на 15%. Окончание этапа обследований запланировано на 2 августа 2018 года.

По словам Горюнова, причин роста среднего балла несколько. «Это и рост популярности и интереса к Премии в регионах, и растущее понимание критериев Премии, а соответственно, более качественный уровень подготовки к очному обследованию со стороны предприятий. Серьезное влияние на рост оценок оказывает повторное участие предприятий в конкурсе, которое позволяет организациям улучшить свои бизнес-процессы благодаря полученным рекомендациям экспертов», - отмечает Игорь Горюнов.

При этом баллы заочной оценки организаций также растут. Если в 2017 году одобрение экспертов в виде оценки более 250 баллов заслужили 32 предприятия, в этом году их стало на 60% больше: очное обследование пройдут 50 российских компаний.

Премия Правительства РФ в области качества – общенациональный проект в области совершенствования систем менеджмента предприятий в России. С 1996 г. вручается Председателем Правительства страны предприятиям и организациям, внедрившим лучшие практики в области применения передовых методов и инструментов управления организацией.

Конкурсанты оцениваются по критериям премии на основе представленных ими отчётов и оценки их деятельности в области качества на местах (в случае выхода на этап очного обследования). Проведение экспертной оценки и последующие рекомендации специалистов являются эффективным инструментом стимулирования предприятий совершенствовать организацию менеджмента и производства, повышать конкурентоспособность, внедрять новые технологии и инновации.

Премия Правительства РФ в области качества

Претендентов на высшую награду в этой области отбирает Совет по присуждению Премий Правительства РФ в области качества, который возглавляет Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. С 2017 года функции Секретариата конкурса на соискание Премии возложены на Роскачество. Заявки на участие в конкурсе могут подавать любые организации и предприятия в течение всего года.

Премия Правительства РФ в области качества гармонизирована с моделью совершенства EFQM, лежащей в основе Европейской премии по качеству. В планах Роскачества – стимулирование участия российских компаний в Европейской премии по качеству и прохождение профессиональных аудитов для повышения экспортного потенциала и привлекательности российских предприятий. Премия Правительства РФ станет первым этапом для выхода на Европейскую премию по качеству.

В разное время лауреатами российской премии становились ПАО «КАМАЗ», ЗАО «Экспоцентр», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «БИОКАД», ОАО «Центр Международной торговли» («ЦМТ»), ООО «Башнефть-Удмуртия», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат».

Премии в области качества – эффективный инструмент государственного стимулирования организаций, определивших в качестве одного из направлений своего развития курс на повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг, важный фактор решения задач по созданию конкурентоспособной экономики и повышению качества жизни россиян.

Международные аналоги

Национальная премия качества Малколма Болдриджа (США) утверждена в 1987 году и первоначально присуждалась только производственным компаниям и компаниям сферы услуг. Американская модель легла в основу 40 национальных конкурсов качества (Бразилия, Гонконг, Израиль, Сингапур, Египет, Шри-Ланка и др.), в том числе, оказала влияние на разработку европейской модели совершенствования (EFQM) и модели Японской премии качества. В числе компаний, получивших премию Болдриджа: Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel.

Европейская премия качества утверждена в 1992 году. Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством (EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе. За годы своего существования в конкурсе на соискание Европейской премии качества приняло участие несколько сотен организаций практически изо всех европейских стран. Среди победителей компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT.

Премия Деминга (Япония) утверждена в 1951 году и является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Среди лауреатов Премии Деминга за более чем 50 лет ее существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы, и зачастую неоднократно, награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.

Подробнее: https://roskachestvo.gov.ru/award/

Наверх