С 7 по 9 июня проходит XIII Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. 100 тыс. участников из 70 стран собрались в Ханты-Мансийске, чтобы обсудить широкий перечень вопросов в сфере IT – от цифровизации спорта до стратегии кибербезопасности. 8 июня в рамках форума выступил заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов, который уделил внимание теме детской игровой зависимости и способам противостоять азартным механикам в интернете.
На сегодняшний день аудитория, играющая в мобильные игры в России, насчитывает 69,3 миллиона человек. Прибыль мобильного рынка игр в 2021 году составила порядка 90 миллиардов долларов. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство игр на мобильной платформе имеют условно бесплатную модель с обилием микротранзакций, данная цифра выглядит весьма внушительной.
«Основная проблема мобильных игр – это агрессивная монетизация и азартные механики, основанные на случайных шансах на победу, - отметил Антон Куканов. – Их встраивают в игры на этапе разработки, проектируют игровой процесс таким образом, чтобы игрок шел до финиша максимально долго, однако предлагают ускорить процесс за счет внутриигровых покупок. В подобном игровом процессе вместо схемы «я делаю – у меня получается», которая так нужна детям, формируется совершенно иная модель с зависимостью от вливания денег. Это прямой шаг к развитию механизма зависимости (лудомании), ведь все зависимости, включая алкогольную и наркотическую, имеют похожий механизм формирования».
Важным инструментом монетизации в играх являются лутбоксы (другие названия «кейс» или «контейнер»). Это виртуальные предметы в компьютерных играх, используя которые игрок получает добычу (англ. loot) в виде предметов различной ценности и назначения. Их спектр довольно широк - от простых модификаций внешнего вида персонажа или аватара игрока до влияющих на игру предметов. Разработчики создают у игроков ощущение, что лутбоксы необходимы им для достижения успеха, однако на деле обещания о реальных шансах на победу либо не имеют смысла, либо просто вводят в заблуждение.
Зарубежные партнеры направляют внимание и усилия на борьбу с такой механикой монетизации. Например, в Австралии лутбоксы просто приравняли к азартным играм, а в Китае продажа лутбоксов запрещена лицам, не достигшим 8-летнего возраста, и ограничена для лиц, не достигших 18-летнего возраста, максимальной сумой от 200 до 400 юаней в месяц (около 2000 - 4000 тыс. рублей).
Аналогичное ужесточение в отношении микротранзакций нужно и в России. Если проблема будет сохраняться, а соответствующие меры не будут приняты, то подрастающее поколение станет ориентироваться на получение успеха за счет своевременной покупки, а не за счет образования, труда и саморазвития.
Роскачество предлагает следующие решения:
Введение возрастной идентификации подростков в сети Интернет и видеоиграх, например, через принятие детских сим-карт и детских банковских карт;