Роскачество подготовило проект первой редакции ГОСТа на критерии классификации игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Он должен упростить проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек и определения для их возрастной маркировки. Детали ГОСТа были представлены и обсуждены в ходе пресс-конференции в ТАСС.
Критерии, предлагаемые в разрабатываемом ГОСТе могут быть использованы при проведении социальной, психологической, педагогической экспертизы детских игр, игрушек и игровых сооружений. Отсутствие таких критериев сейчас создает возможность выхода на рынок недобросовестных производителей.
Текущая ситуация характеризуется быстротечностью моды на игрушки: так, всего за один год рост продаж мягконабивных образов героя компьютерной игры (Хагги-Ваги) составил 1 000 000 раз. Не всегда родители производители и продавцы самостоятельно могут оценить возраст, с которого данную игрушку можно давать ребенку.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий ст.5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» предусмотрено проведение такой экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
"Мы предложили сформулировать в ГОСТ критерии классификации продукции по возрасту ребенка. За основу был взят закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который уже применяется для информационной продукции. Критерии сформулированы для детей до 6 лет, для детей от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет и для детей старше 16 лет. Имею в виду, что это не только игрушки, но и компьютерные игры", - отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
В ГОСТе предлагается отразить, что игрушки не должны изображать сцены жестокости и насилия, побуждать детей к совершению антиобщественных действий, вызывать у детей страх или панику.
Елена Саратцева отметила, что в ходе веерного исследования игрушки "Хагги-Вагги" в рамках психолого-педагогической экспертизы приняли участие 265 воспитателей, почти 1,9 тыс. родителей и 130 детей в возрасте от 4 до 10 лет. Однако ежегодно в России регистрируется несколько тысяч уникальных товарных знаков на детские игрушки, и проведение подобных масштабных экспертиз на таком объемном рынке невозможно.
Проводимая в рамках исследования экспертиза была дорогостоящей. Применение законодательно установленных критериев экспертизы детской информационной продукции позволит оптимизировать процесс, более чем в 10 раз снизить расходы.
"Нам нужен универсальный инструмент, который, с одной стороны, помог бы наполнить наш рынок игрушками, удовлетворяющими общественную потребность на проведение психолого-педагогической экспертизы, а, с другой стороны, обеспечивал бы защиту нравственности детей", - добавила замруководителя Роскачества.
Производители смогут использовать этот ГОСТ на добровольной основе для определения возраста ребенка, для которого предназначена игрушка. А государственные заказчики, например, детские сады и другие учебно-методические организации, - для государственных закупок такой продукции, чтобы классифицировать, что подойдет для конкретного возраста, а что нет.