Роскачество совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), являющимся органом государственного надзора на топливном рынке, продолжает изучать рынок топлива в России. В феврале этого года Роскачество уже представило общественности результаты проекта по исследованию бензина: по итогам проверок АИ-92 в Ставропольском крае в 11% исследованных образцов был выявлен фальсификат. На этом Роскачество и Росстандарт не останавливаются: во внимании экспертов дизельное топливо.
Вопрос качества автомобильного топлива – одна из основных общественно значимых проблем. Зачастую несоблюдение норм отбора проб, а также использование неаттестованных методов, привлечение неаккредитованных лабораторий является результатом непрофессионального отношения к важной миссии – информированию потребителей, и в конечном итоге ставит под сомнение любые полученные результаты.
В связи с этим Росстандарт разработал методические рекомендации по проведению общественного контроля на топливном рынке. «Методичка» предусматривает определение общего подхода к организации и проведению общественного контроля качества топлива на автозаправочных станциях, а также к публикации и разглашению полученных в результате мероприятий результатов.
Проблема качества автомобильного топлива общеизвестна, и не только в России. Например, летом 2017 г. наши коллеги – американский институт мониторинга качества провел масштабное исследование бензина в 5 штатах.
Выяснилось, более 20% бензина является некачественным, что приводило к поломке автомобилей. Тысячи водителей в штатах Индиана и Иллинойс столкнулись с огромными счетами за ремонт автомобилей после того, как национальная сеть продала около 2,1 миллиона галлонов (1 литр = 0,2 галлона) загрязненного бензина, который вызвал проблемы с двигателями. В результате поставщик топлива отозвал бензин ненадлежащего качества из продажи и обеспечил ремонт всем пострадавшим. Коллеги из КНО сработали совместно с мониторинговыми организациями слаженно и четко, по заранее согласованной методике.
Регулирующий орган государственной службы Коста-Рики Autoridad Reguladora de los Servicios Públicos (ARESET) обнаружил, что 16% бензиновых станций в стране в 2014г продали загрязненное топливо. В своем докладе правительственная организация заявила, что она обнаружила проблемы с качеством топлива - осадок, октан, цвет - в 57 из 348 автозаправочных станций в стране.
Еще один пример: летом 2018 года коллеги из аналогичного Роскачеству института в Бразилии «Proteste» также провели исследование качества и безопасности бензина. Результаты показали, что на четверти проверенных заправок было превышение количества этанола. Согласно местному законодательству, его не должно быть больше 27,5%. Некоторые образцы имели превышения с 60% значением этанола. Данный параметр был также включен в программу испытаний.
Для очередного проекта по исследованию дизельного топливо Роскачеством совместно с Росстандартом была выбрана Свердловская область. Согласно данным Росстандарта, только в I полугодии 2019 г. в Свердловской области установлено 5 случаев несоответствия требованиям регламента дизельного топлива по физико-химическим показателям, в том числе по показателю «массовая доля серы». В 2 случаях данный показатель был превышен в 50 раз (500 мг/кг при норме – 10).
«Роскачество совместно с Россандартом уже работали над исследованием бензина и выявили ряд системных нарушений. Сейчас нам предстоит работа над исследованием дизельного топлива. В частности, потребители боятся недолива и сниженных физико-химических показателей, которые отражаются на качестве дизеля, и соответственно, сроке службы комплектующих автомобиля. Именно эти проблемы стоят наиболее остро, и мы уделим им особое внимание», – отметил глава Роскачества Максим Протасов.
Топливо будет проверяться по 26 показателям качества и безопасности, среди которых: цетановое число (определяет качество топлива), массовая доля серы и сероводорода, зольность, массовую долю золы, общее загрязнение, кислотность, йодовое число, концентрация фактических смол.
Результаты исследования будут представлены общественности в ноябре 2019 года.
Об исследовании бензина 2018 года
Для исследования сертифицированными экспертами по отбору проб на автозаправках Ставропольского края было отобрано 60 проб бензина АИ-92 (Согласно данным аналитического агентства Автостат, АИ-92 является наиболее распространенным в России топливом (52%) в 60 местах реализации, из которых:
26 АЗС – сетевые автозаправки (Газпром, Роснефть, Лукойл, Южная нефтяная компания, Ставпромкомплект, ЮТК, Астра, Ставнефть);
34 АЗС – частные автозаправки.
Важно было выявить, есть ли корреляция между качеством топлива, его ценой и долей той или иной АЗС на региональном рынке. То есть, уступает ли по качеству бензин на небольших заправках индивидуальных предпринимателей топливу крупных федеральных сетей.
Испытания проводились по 31 показателю качества и безопасности. Эксперты проверяли соответствие топлива обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»), требованиям ГОСТа 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», а также по экологическим и эксплуатационным показателям.
По данным Росстандарта, в 2018 году доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива снизилась до 9%. Так, среди сетевых АЗС она составила около 3,5 %, а среди «независимых» несетевых организаций – 22%. Самые частые нарушения – массовая доля серы, температура вспышки в закрытом тигле, октановое число, выявленный монометиланилин.
По результатам проверок, в 7 случаях из 60 эксперты выявили фальсификат (11,7%): несоответствия требованиям ТР ТС 013/2011, в том числе в 7 образцах зафиксировано содержание серы, в четырех- содержание оксигенатов (метанола), в трех- содержание кислорода, в одном- содержание эфира, в одном- несоответствие по октановому числу.
Одним из массовых нарушений стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке, а именно: 28 АЗС не предъявили копию паспорта топлива (документ подтверждает качество бензина), что является нарушением ТР ТС. Среди предъявивших у 12 АЗС копии паспортов оказались просрочены.
Эксперты не обнаружили в составе бензина механических примесей и воды, способных негативно влиять на работу двигателя. Также не было выявлено нарушений по фракционному составу топлива, превышений концентрации свинца, марганца и железа, несоответствий стандартам объёмных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Материалы по результатам проведенных проверок переданы в Росстандарт, являющий органом государственного надзора на топливном рынке, для принятия мер реагирования. Ведомством уже приняты меры воздействия, в том числе наложены «оборотные» штрафы в соответствие со статьей 14.43.1 КоАП.