Итоги социологических исследований Центра изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества двух последних лет показывают, что глобальный тренд на эко-экономику является актуальным и для России:
97% опрошенных стремятся к бережному отношению к окружающей среде, в том числе озабочены влиянием продуктов на окружающую среду;
экологичность стала дополнительным стимулом для покупки органической продукции – каждый четвертый потребитель (23%) покупает органику, т.к. при ее производстве наносится меньше вреда окружающей среде;
потребителей волнует проблема здорового питания: 86% опрошенных среди жителей крупных городов России отметили, что стремятся к соблюдению правил здорового питания.
Об этом рассказала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева в рамках III Международного конгресса Urban Health.
Экологизация экономики и потребительский интерес к здоровому образу жизни и здоровым привычкам, не в последнюю очередь в питании, являются стимулами для развития сегмента органической продукции в России. Современное российское органическое производство уходит от ортодоксальной философии и становится высокотехнологичной отраслью сельского хозяйства, направленной на достижение целей устойчивого развития и защиту окружающей среды.
По данным Роскачества, число производителей органической продукции в стране за 2022 год выросло на 46%, а ассортимент - это почти вся линейка пищевой сельскохозяйственной продукции (уже более 1000 наименований). Лидером по числу сертифицированной органической продукции являются производители зерновых культур. В России их выращивают около 30% производителей. Затем идут овощная продукция – 18,3% и животноводческая продукция – 16%. В сегмент зашли и нишевые продукты – травяные напитки, дикоросы.
Проводимая работа выявила необходимость стратегического планирования дальнейшего развития отрасли. Правительство РФ распоряжением №1788-р от 4 июля 2023 года утвердило Стратегию развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года. Целью Стратегии является не только внедрение новых агротехнологий, но и развитие внутреннего рынка органической сельхозпродукции, а также увеличение ее экспорта.
На сегодняшний день каждый пятый россиянин знает про российский знак органической продукции. Он сохраняет лидирующие позиции среди всех органических маркировок. Российскому органическому знаку доверяет 73% россиян, по сравнению с июнем прошлого года эта доля выросла на 3 п.п. Исследование продемонстрировало, что четверть среди тех, кто знает или что-то слышал об органической продукции, совершает покупки этих товаров на регулярной основе. 40% делают это периодически. Эти цифры также демонстрируют рост.