Роскачество и Росаккредитация приступили к составлению рейтинга онлайн-площадок, представленных на российском рынке. Устанавливается наличие у поставщиков маркетплейсов и онлайн-магазинов сертификатов и деклараций соответствия, проводится исследование площадок на соответствие требованиям информационной безопасности, а также безопасности персональных данных (сбор, обработка и хранение), инструментах защиты прав потребителей, применяемых онлайн-магазином. Проверяется наличие информации об оценке товара, ранее полученной по итогам исследований Роскачества. Итоговый рейтинг онлайн-площадок будет представлен в середине ноября текущего года. Об этом заявил Максим Протасов в рамках форума электронной коммерции и ритейла Ecom Retail Week, который прошел в Москве.
В 2021 году количество онлайн-заказов в России достигло 1,7 млрд и продолжает расти. Самый большой рост наблюдается у маркетплейсов. Однако сегодня остро встает вопрос доверия потребителей к онлайн-площадкам, так как на рынке появилось большое количество недобросовестных продавцов, реализующих на маркетплейсах некачественную контрафактную продукцию. Так, по данным BrandMonitor, оборот контрафактной продукции в России, реализуемой через интернет в 2021 году, составил порядка 525 млрд рублей. В связи с этим Роскачество совместно с Росаккредитацией весной 2022 года приступили к работе над совместным проектом — рейтингом доверия к онлайн-площадкам.
В формировании методики составления рейтинга и весов измеряемых показателей помимо Роскачества и Росаккредитации участвовали Минпромторг России и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Также учитывалось мнение представителей рынка в лице крупных маркетплейсов и онлайн-площадок. В результате был разработан документ, включающий 5 групп показателей.
«Работа над методологией исследования завершена. Сформирована рабочая группа экспертов Роскачества и Росаккредитации, и начался анализ онлайн-площадок. В первую очередь при формировании рейтинга доверия будет учитываться внимание площадок к безопасности и качеству реализуемых товаров, проверяться наличие у реализуемых на площадках товаров сертификатов и деклараций соответствия, а также информации о рейтинге данных товаров по итогам веерных исследований Роскачества и факте наличия российского Знака качества в карточках товаров. Результаты первого исследования мы объявим в ноябре в рамках международного форума «Всемирный день качества-2022», — поделился Максим Протасов.
В завершение Максим Протасов отметил, что сегодня «цифровые» покупатели стали серьезной целевой аудиторией: за последние 3 года количество онлайн-покупателей в России выросло в 2,5 раза. А оценка качества товара плавно перетекла в комплексную оценку и товара, и сервиса, и доставки товара покупателю.