На «Российской креативной неделе» оценили перспективы винодельческой отрасли

К новостям 13 июля 2022
Парки винной культуры и развитие регионов от Севастополя до Дербента, помощь бизнесу «от лозы до бутылки», привлечение молодежи и стремление к солнцу как мотив карьеры: спикеры площадки «Виноградарство – персональный бренд или новый геомаркетинг территории» обсудили достижения и зоны роста российского виноделия в павильоне Спецпроекты на «Российской креативной неделе»

В начале сессии модератор, директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеся Буняева отметила, что профессиональный интерес к вину охватывает очень широкий круг специалистов – от энологов до рестораторов.

Буняева.jpg

Вход в любую профессию начинается с образования. Начальник отдела проектного развития Института развития города Севастопольского государственного университета Максим Зуев-Носов рассказал о практической направленности бакалавриата вуза: «Мы учим по необычной для России концепции – «от лозы до бутылки». На первом курсе студенты занимаются посадками на винограднике нашего университета и к 4 курса сдают экзамены с собственным экспериментальным вином».

На практике акцентированы и занятия на других кафедрах: так, будущие архитекторы уже с 3 курса проектируют винодельческие хозяйства, а дизайнеры занимаются визуальным брендингом. В магистратуру приходят люди с дипломами управленцев, которые хотят получить виноградарскую специализацию. Выпускные экзамены принимают эксперты компаний «Золотая Балка» и Инкерманского завода марочных вин, которые зовут выпускников в свои команды. Ждут молодежь и на малых семейных предприятиях.

Задачи развития культуры крымских вин и регионального развития за счет виноделия решает открытый в прошлом году центр энотуризма в Крыму WINEPARK. О нем рассказала руководитель проекта крымчанка Евгения Константинова.

Центр занимает площадь в 30 га, из которых около 8 отдано винограднику с международными и автохтонными сортами. На площади в 2,5 га построена винодельня. Она создана по уникальному гравитационному проекту: производственные пространства скрыты под землей, сверху – озелененная крыша и башня с дегустационными комнатами.

На территории центра есть фруктовый сад, зеркальный мост, грот, амфитеатр, оливковая аллея, а в парке стоят скульптуры, которые отражают принципы людей, создающих вино. Все локации очень эстетичны: на их фоне хочется фотографироваться и делиться впечатлениями в социальных сетях. Работает ресторан с местными фермерскими продуктами, сыроварня.

В винотеке есть 500 позиций российских вин, а 24 дегустационно-экскурсионных продукта призваны влюбить всех в крымское вино и разрушить стереотипы об отдыхе на юге России.

«Наши интерактивные экскурсии основаны на рассказе о вине как метафоре жизни: посадка лозы – младенчество, брожение – молодость, созревание, когда уходит лишнее, – образ средних лет. Мы хотим, чтобы все гости по-другому посмотрели на вино, чтобы почувствовали гордость за родной продукт», – заметила Евгения Константинова.

В планах центра – выход на производственную мощность в 150 000 бутылок в год, превращение Крыма в уникальный винодельческий регион и мировой центр винной культуры.

Первый российский энолог, агроном, винодел и популяризатор севастопольских вин Олег Репин посвятил частному бизнесу 20 лет. Эксперт уверен: в личном виноделии очень высока стоимость ошибки – доброе имя бизнесмена обеспечивает высокое качество продукции. Поэтому план по увеличению объема производства ограничен: предпринимателю важно сохранить личный контроль за всем циклом.

Региональное преимущество Севастополя он видит в компактности: из 20 000 га угодий чуть больше 10 пригодно для выращивания лозы, а 6 га фермеры уже используют под виноградники самых разных сортов и высокого качества.

DSC_3046.jpg

Руководитель учебно-практического полигона Севастопольского государственного университета и консультант по виноградаству и виноделию Андрей Кузьмин рассказал о работе кафедры агротехнологии со специальностями агрономов и виноделов и комплексной программе «Шато под ключ». В ее рамках эксперты сопровождают бизнес на этапах от подбора земли под виноградник до выпуска на рынок авторского продукта. За 6 лет проект помог реализовать 4 предпринимательских инициативы. Сейчас в работе – еще 4: 2 в Крыму, по 1 – в Краснодарском крае и в Армении.

«Я не вижу никаких ограничений ни по знаниями, ни по умениям, ни интересам для всех, кто хочет войти в отрасль. Я сам по первому образов математик из Санкт-Петербурга, всегда мечтал о любимой работе в солнечном краю, и теперь разъезжаю по югу России и СНГ, получаю удовольствие от хорош погоды, людей и проектов», – сказал Андрей Кузьмин.

Винодел Дербентской винодельческой компании Шамиль Алиев отметил дефицит молодых кадров в местной отрасли и отсутствие частных винодельческих инициатив, но уверен, что через несколько лет благодаря государственной поддержке в регионе и влиянию регионального опыта других субъектов появятся свои малые предприятия. Он очень положительно оценил влияние норм Федерального закона от 27.12.2019 «О виноградарстве и виноделии», ограничивших доступ на внутренний рынок европейских напитков.

Ускорить развитие поможет и туризм. «Одной картинки для вдохновения и желания поддержать наше дело мало, нужно, чтобы люди почувствовали сам дух виноделия», – заметил Шамиль Алиев.

DSC_3033.jpg


Наверх