Молокосодержащую продукцию больше не маскируют названиями

К новостям 10 января 2019
С сегодняшнего дня молокосодержащая продукция с добавлением растительных жиров будет маркироваться «открыто». Это означает, что из названий молокосодержащих продуктов должно быть понятно, что они содержат заменители молочного жира.

11 января истек 180-дневный срок, который был отведён производителям молочной продукции, содержащей растительные жиры, на смену упаковки и оформление новых деклараций на товары с изменёнными названиями и маркировкой, согласно поправкам в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Сегодня с полок магазинов должны исчезнуть продукты, маскирующие своими названиями заменители молочных жиров в составе.

Роскачество в свою очередь будет внимательно следить за ситуацией на молочных полках и мониторить исполнение новых требований техрегламента. Потребителям также стоит обращать внимание на маркировку молочной продукции и проверять ее соответствие новым требованиям.

«Информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел, обязательно должна быть заметна потребителю. Теперь покупатель будет видеть реальный состав и делать осознанный выбор в пользу определенных продуктов. Такие надписи можно будет найти на информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке продукта, при этом текст будет выделен контрастным шрифтом относительно фона» - рассказала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Для того, чтобы текст был заметен, производители должны будут наносить его шрифтом не менее 2,5 миллиметров на лицевой стороне упаковки или этикетки, там же должна располагаться надпись «Содержит растительные масла», размером не менее 3 миллиметров.

Использовать в названиях таких товаров молочные термины стало запрещено. Также молочные термины исключаются из товарных знаков, маркировки и с этикетки таких продуктов. «Новые правила подразумевают, что, например, сметана, которая содержит растительные жиры, будет называться «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии сметаны». «Сметанкой» на этикетке такой продукт больше называть нельзя – это расценивается как введение потребителя в заблуждение», - отметила Елена Саратцева.

До нововведения в техрегламент наблюдалась ситуация, когда с одной стороны есть потребитель, который не знает, как реагировать на молочные продукты со смешанным составом. С другой – производитель, который боится раскрыть состав своей продукции, содержащей растительные жиры, потому что не может предсказать реакцию покупателя на реальный состав. В итоге на полках магазинов лежали товары с надписью «сметанка», за которой скрывались растительные жиры. Хотя фактически такой продукт является смешанным, о чем потребитель, чаще всего, не знает.

С сегодняшнего дня маркировка стала обязательной, и продукция со старой этикеткой больше продаваться не может, даже если срок годности такого товара еще не истек. Данная мера позволит частично разрешить проблему «мимикрии» и, как следствие, фактического введения в заблуждение потребителя. Кроме того, эта мера должна сделать прозрачной конкуренцию продуктов на растительной основе с производителями традиционной молочной продукции.

«Само по себе контрастное разделение продуктов с разным составом не является новшеством. Во всем мире сегодня идет борьба со смешением понятий и введением потребителей в заблуждение. Например, в США в обществе и правительстве не угасают споры о том, можно ли называть соевые или миндальные напитки молоком. Потому что молоко согласно федеральным регламентам США – это продукт, полученный от животных. Во Франции пошли дальше и уже запретили называть веганские продукты аналогично классическим. Например, продукт из сои там не может называться словом «стейк». Также в Евросоюзе продукт из растительных жиров называется маргарином или намазкой (спредом), а не маслом. И при этом объём продаж таких продуктов не падает и те потребители, которые сокращают потребление животных жиров, их спокойно покупают», - говорит Елена Саратцева.

Стоит отметить, что сейчас уже ведётся работа по формированию в России принципов «честной этикетки». Так, в 2018 году Роскачеством были разработаны предложения об изменении закона о стандартизации, которые подразумевают запрет использования гостированных наименований продукции, которая не отвечает качественным характеристикам государственных стандартов. Согласно изменениям, товар, произведенный не по ГОСТу, не должен больше называться сыром «Российским» или колбасой «Докторской», даже при включении в себя дополнительных определяющих слов, например, «колбаса докторская «по-московски». Еще один пример – соль, обогащенная йодом. Как показали исследования Роскачества, «йодированная» соль, произведённая по техническим условиям производителя, могла содержать гомеопатические дозы йода, но называться, как и действительно обогащенная йодом соль. Данный правовой пробел фактически нарушает принципы добросовестной конкуренции и позволяет легально вводить потребителя в заблуждение.


Наверх