Максим Протасов отметил важность устранения правовых пробелов на потребительском рынке стран ЕАЭС

К новостям 25 мая 2022

В Бишкеке 26 мая пройдет первый Евразийский экономический форум с участием Глав государств ЕАЭС. Накануне начала форума состоялись круглые столы по актуальным темам, на которых выступил глава Роскачества Максим Протасов.

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация может способствовать появлению и развитию недобросовестных практик отношения к потребителю. В связи с этим важно, чтобы потребители знали свои права и имели инструменты их защиты, а рынок был честным, но так происходит не всегда.

Недобросовестные производители могут вводить потребителя в заблуждение. В рамках круглого стола «Развитие практик добросовестного отношения к потреблению на рынке стран ЕАЭС» Максим Протасов поделился результатами всероссийского веерного исследования качества упакованной питьевой воды, чтобы показать, какие требуются дополнительные меры для защиты прав потребителей и самого рынка.

Исследование 2021 года охватило более 68% рынка минеральной лечебной и почти 85% рынка прочей питьевой воды. В бренд-лист вошли 206 торговых марок. Результаты показали, что вода безопасна, однако основные нарушения связаны с маркировкой и введением потребителя в заблуждение. Некоторые производители обработанной питьевой воды применяют различные маркетинговые уловки:

• Указание на натуральность и эко-характеристики;
• Размещение надписей на иностранных языках;
• Визуализация образов;
• Использование товарных знаков, содержащих указания на природное происхождение воды.

Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного Центром изучения потребительского поведения Роскачества, 50% потребителей выбирают воду с указанием «природная», и более половины потребителей (55%) воспринимают изображение и указание природных названий как подтверждение природного происхождения. 81% потребителей поддерживают введение запрета на использование слов о природном происхождении для обработанной воды.

С целью выработки дополнительных требований к маркировке обработанной питьевой воды был предпринят ряд мер:

• Закреплено, что наименование обработанной питьевой воды, наносимой на лицевую сторону этикетки, должно начинаться со слов «обработанная вода»;
• Природная питьевая вода выделена в отдельный код классификаторов ОКВЭД и ОКПД;
• Введен запрет на регистрацию товарных знаков для обработанной питьевой воды, содержащих информацию о природном происхождении воды или географических объектах происхождения воды (эта информация вводит потребителя в заблуждение);
• Ведется подготовка проекта изменений в ТР ТС с целью регламентировать требования к категориям и группам продукции.

Максим Протасов подчеркнул, что уже предпринятые меры помогут сделать рынок питьевой воды более честным в отношении потребителей, но для дальнейшего развития нужны дополнительные совместные шаги: «В этой связи важно определить методику оценки природного происхождения воды, гармонизировав ее с международной, определить процедуру оценки группы минерализации, внести изменения в ТР ЕАЭС 044/2017 в части установления допусков при указании минерализации воды, а также проанализировать схемы декларирования воды и внести изменение в технический регламент по применению протоколов только аккредитованных лабораторий. Исправление существующих правовых пробелов важно и необходимо для защиты прав потребителей», — сказал глава Роскачества.

На круглом столе «О пробелах Технического регулирования, способствующих введению в заблуждение потребителей, на примере дезинфицирующих средств» Максим Протасов обратил внимание на проблему «легальной фальсификации», когда недобросовестный производитель использует пробелы законодательства, чтобы мимикрировать под популярный товар с традиционными, известными потребителям наименованиями.

Например, исследование Роскачества показало, что более 80% рынка «санитайзеров» — не подлежащая регистрации и доказательству своих свойств парфюмерно-косметическая продукция с заявленным антибактериальным эффектом. Решить проблему может внесение в ТР ТС 022/2011 и иные техрегламенты положения о запрете маркировки продукции с использованием тождественных ГОСТам названий и включение в межгосударственные стандарты идентификационных признаков на категории стандартизируемой продукции.

Наверх