Исследование ретроспективных данных продаж проводилось специалистами «Винного гида России» в период десятой федеральной акции «Дни российских вин», которая завершается 1 июня. В аналитику вошли данные 12 месяцев 2022 года и сопоставимые данные 2021 года по ведущим компаниям розничной торговли, участникам акции «Дни российских вин», а также ритейлерам с высокой долей российских вин в регулярных продажах.
«Цель исследования – проследить как меняется доля отечественного вина в объёмах продаж сетей и в дальнейшем использовать эти результаты для оценки эффективности федеральной акции «Дни российских вин», которая в этом году стала рекордной и по числу магазинов-участников и по той активности, которую проявили крупнейшие ритейлеры», - отмечает директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Буняева.
Анализ делался на основании продаж тихих и игристых вин. Суммарная доля компаний розничной торговли, вошедших в оценку, превышает 45% от общего объёма вина реализуемого в розничной торговле.
Доля российских тихих вин в натуральном выражении по результатам исследования составляет порядка 51%. По сравнению с 2021 годом доля российских вин выросла в пределах 1%. Продажи тихих вин крупнейших европейских стран-поставщиков Италии, Франции, Испании снижались. При этом, заметно выросла доля грузинских вин. Рост продаж по этой стране в штуках составил более 20%, российские вина прибавили 5%. Для сравнения, продажи вин Франции снизились на 12%.
«Грузия занимает около 10% в общем объёме продаж федеральных сетей и более чем в 5 раз уступает продажам российского вина, однако по этой категории вин мы отметили очевидный рост продаж, на фоне снижения интереса к винам из стран дальнего зарубежья. Именно грузинские вина в ритейле сегодня составляют конкуренцию российскому вину в средней ценовой категории. При этом, средняя бутылка вина из Грузии продаётся дороже российской», - отмечает Олеся Буняева.
В категории игристых вин доля российских вин в продажах федеральных ритейлеров ещё выше, в 2022 году она составила более 68% c тенденцией к росту. На втором месте по популярности итальянские игристые вина, доля которых оставляет чуть более 21%. Продажи импортного ассортимента игристых вин в прошлом году снижались практически по всем странам-поставщикам.
«Важный момент, который необходимо отметить: российские вина, являясь безусловными лидерами продаж в литрах и штуках, занимают, в первую очередь, недорогую ценовую нишу – до 400 рублей на полке и даже грузинские вина, бренды которых родом из советского виноделия, продаются, в среднем, дороже. Одной из основных задач, которые ставит перед собой «Винный гид России» при проведении федеральной акции «Дни российских вин» - рост имиджа национального виноделия, развитие региональных брендов, знаний о российском виноделии на стороне потребителя. Всё это в комплексе помогает развитию имиджа отечественного виноделия и его продвижению в нишах с более высоким позиционированием. Российские вина в ритейле не уступают по качеству многим импортным и могут приобретаться не только, как простые полусладкие «товары первой цены», но и как вина с историей, интересным вкусом», - отмечает Олеся Буняева.
Исследование Роскачества также выявило компании розничной торговли, лидирующие по продажам российского вина. В категории тихих вин России наибольшую долю рынка занимает торговая сеть «Красное и белое». По продажам игристых вин России безусловным лидером рынка является «Пятерочка» и в целом X5 Group. По доле российского вина в продажах среди федеральных ритейлеров лидирует торговая сеть «Магнит».