Коньяк в России и российский коньяк: что сейчас происходит с отраслью?

К новостям 22 февраля 2018
О главных трендах коньячной отрасли в России рассказывает наш эксперт Ирина Бушина, председатель Союза производителей коньяка.

Коньяк, с одной стороны, не является самым типичным алкогольным напитком для России. Но при этом очень часто, еще со времен СССР, именно бутылка пятизвездочного напитка считается одним из лучших подарков для мужчины на праздник. 

Ирина Бушина, председатель Союза производителей коньяка, рассказывает читателям Роскачества, как сегодня в России обстоят дела с производством этого типа алкогольных напитков.

Ирина Бушина.jpg

Российский коньяк - безусловный лидер нашего рынка

Всего 2017 году в России было произведено порядка 85 миллионов литров коньяков. При этом из Армении – страны участницы ЕАЭС, ввезено к нам ещё около 15 миллионов литров, а их всех других стран импортировано всего 12 миллионов.

Таким образом, мы видим, что коньяки, произведенные внутри страны, занимают более трех четвертей рынка. Однако, тут есть один важный нюанс: при анализе рынка необходимо учитывать, что лишь менее 15% коньяков, произведенных внутри страны, выпускаются из российского сырья. Для остальных коньячные дистилляты также импортируются.

Почему российский коньяк не всегда пользовался таким вниманием потребителей

Импорт коньяка из всех стран, кроме Армении, в 2015 году упал практически в 4 раза – с 25,5 до 8,8 миллионов литров. Связано это, конечно, с ростом курсов валют. Все последние годы доля импорта оставалась достаточно низкой. Исключение составляет Армения – страна Таможенного союза, поставляющая нам коньяки беспошлинно. Поставки армянских коньяков снижались менее драматично.

В 2017 году весь сектор импорта начал восстанавливаться. Выросли и поставки импортного коньяка: основные страны-поставщики - Грузия и Франция, на которые приходится более 85% импорта.

При этом производство российского коньяка все последние годы также стабильно растет. На него не даже повлияла индексация минимальных цен, проведенная в начале года. Этой меры многие опасались, но выпуск коньяков в России вырос на 11%.

Насколько покупатели сегодня доверяют отечественным коньячным брендам?

Российской коньячной школе почти 200 лет. Коньяк – это часть российской культуры, во многом статусный напиток. И российские бренды занимают достойное место в потребительских предпочтениях. Особенно высока лояльность покупателей к известым, узнаваемым брендам.

В категории доступных коньяков основной конкурент российскому продукту – это армянские коньяки. К ним также высока лояльность покупателя, сформированная за долгие годы в период существования СССР.
Ну а в категории «премиум» основные предпочтения потребителей ожидаемо отданы коньякам из Франции.

Главные тренды и вызовы коньячной отрасли в России

Производство коньяка растет, и это положительный фактор.
  • Главная проблема – дефицит качественного сырья. Поставки из-за границы серьезно зависят от курсов валют, а внутреннего производства не хватает. Недостаточно виноградников, мощностей переработки, есть и серьезные законодательные ограничения для развития сырьевой базы. Над всеми этими проблемами работает наш Союз.
  • Главное следствие сырьевой проблемы – высокая доля фальсификатов на рынке.
  • Главное ожидание добросовестных российских производителей – решение данной проблемы, помощь государства для формирования прозрачного рынка. Это комплекс мер, включающий и индексацию минимальных цен, и отделение коньячного дистиллята от этилового спирта в законодательстве, и ряд других мер, которые сегодня реализуются в соответствие с поручениями Вице-Премьера Александр Хлопонина.

Риск покупки фальсификата: выше для отечественного или импортного коньяка?

Таких сравнительных исследований, насколько мне известно, не проводилось. В любом случае, шанс купить фальсификат всегда выше, когда покупатель «выбирает ценой».

По нашим расчетам, российский коньяк по «минимальной цене» 371 рубль – это почти наверняка не коньяк.

99% продукции участников нашего Союза начинается от цены 500 рублей. Для импортного коньяка этот «ценовой порог уверенности» в качестве коньяка будет еще выше.
Наверх