Руководитель Роскачества представил вице-премьеру несколько основных направлений повышения качества отечественной пищевой продукции. В частности, существует несколько факторов, препятствующих росту качества. Прежде всего, это формально не запрещенная законодательством практика введения потребителя в заблуждение относительно заявленных на упаковке товаров характеристик и свойств. Речь идет о продукции с «гостированными» наименованиями, которая по своим характеристикам и рецептуре не соответствует ГОСТу – когда под видом шоколада легально реализуется кондитерская плитка, а «йодированная» соль фактически не содержит йод. Данная проблема использования традиционных наименований для продажи «легального» фальсификата создает колоссальные преференции для развития серого бизнеса и делает неравными условия для добросовестных производителей. А в конечном итоге больше всего от этого страдает потребитель, введенный в заблуждение, так называемыми, маркетинговыми наименованиями.
По словам руководителя Роскачества, практически каждый третий товар сегодня промаркирован как «фермерский продукт», «био», «эко», «натуральный» или «товар здорового питания». Законодательно фантазия производителя не ограничена, кроме как в использовании наименования «органик», защищенного принятым в 2018 году законом об органической продукции. Напомним, что на полях крупнейшей международной выставки органических продуктов «БиоФах-2019», прошедшей в Германии в феврале, Алексей Гордеев встретился с ведущими отечественными производителями органической продукции. В ходе обсуждения были отмечены разные подходы других стран к легализации органической продукции. Например, в Европе законом охраняются сразу три понятия – «эко», «био» и «органик», в США и Китае - только «био», в России - только «органик». При этом все участники сошлись во мнении, что законодательное толкование органической продукции необходимо расширить, чтобы принятый закон распространялся на всю эко- и биопродукцию, что, в свою очередь, закроет большинство «лазеек» для нечестных конкурентов и фальсификаторов. Вице-премьер подчеркнул, что ответственность бизнеса за введение покупателей в заблуждение относительно содержимого товаров необходимо повышать в разы, вплоть до проведения отзывных кампаний (как это сейчас практикуется на автомобильном рынке) и аннулирования сертификатов производителей.
Особого контроля требует продукция, закупаемая для госучреждений – больниц, школ и детских садов. Вице-премьер поддержал необходимость внесения изменений в практику применения 44 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для того, чтобы сделать обязательным лабораторные исследования закупаемых товаров с высоким профилем риска фальсификации.
Кроме того, нормотворческого регулирования требует гармонизация требований по содержанию в продукции антибиотиков и пестицидов. По мнению главы Роскачества, сегодня по состоянию нормативной базы по видам и допустимому количеству антибиотиков Россия находится на уровне 1997 года, существующие регламенты устарели. Промышленность развивается быстрее, чем меняются требования к безопасности, а количество используемых видов антибиотиков, пестицидов и других компонентов существенно превышает нормы.
Также сторонами отмечена необходимость детального изучения нормирования в других странах, что будет способствовать гармонизации наших нормативов с международными требованиями, и повысит конкурентоспособность российской сельхозпродукции на мировом рынке. В частности, Алексей Гордеев обратил внимание на большой экспортный потенциал отечественной органической продукции.
«В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России поставил четкую задачу – создать российский «зеленый» бренд экологически чистой продукции. И в этом контексте нам нужно вести более масштабную работу, чтобы в короткие сроки насыть внутренний и внешний рынок качественной российской органикой. К примеру, Германия уже импортирует более 50% потребляемой страной органической сельхозпродукции. Их индустриальный агросектор не может быстро перейти на органику и полностью обеспечить внутренний спрос. Они заинтересованы в импорте качественной сертифицированной продукции. Кроме того, регулирующие органы Евросоюза готовы к синхронизации требований и взаимному признанию органических сертификатов соответствия. Все это, безусловно, создает хорошие перспективы для выхода на зарубежные рынки российской органической продукции при условии формирования надежной и технологичной системы сертификации и продвижения», – отметил Алексей Гордеев.
Вице-премьер также дал положительную оценку работы Роскачества по созданию базового органа по сертификации органической продукции. Максим Протасов доложил зампреду о ходе реализации данного проекта на базе аккредитованного органа по сертификации Роскачества.
По итогам встречи вице-премьер дал поручение включить озвученные предложения в план реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, и обсудить их на Межведомственной рабочей группе.