Руководитель Российской системы качества Максим Протасов сообщил, что качество отечественной продукции растет, при этом все больше россиян при выборе товаров обращают внимание на состав и маркировку. Более 60 крупнейших торговых сетей регулярно продвигают товары с государственным Знаком качества путем брендирования прилавков и ценников, а также размещения отдельных указателей в своих торговых точках. Благодаря этому уровень доверия среди россиян к этой маркировке с начала 2019 года увеличился на 10%. По словам главы Роскачества, на данный момент российский Знаккачества получили порядка 250 товаров, по каждому из которых наблюдается положительная динамика роста продаж. Международный опыт показывает, что наличие национального знака качества увеличивает объемы продаж соответствующих товаров на 20-60%.
Заместитель Председателя Правительства Алексей Гордеев призвал продолжить работу по развитию и популяризации Знака качества среди населения. Выделив отдельной задачей контроля соответствия качества продукции этому Знаку и продвижение отечественных товаров на международных рынках с целью развития экспортного потенциала и позиционированияРоссии как страны, обладающей своей уникальной линейкой качественных продуктов питания.
«Отрадно, что с каждым годом растет доверие наших граждан к отечественнойпродукции. Этому, безусловно, способствует и популяризация среди населения российского Знака качества – уже более 70% россиян доверяют этой маркировке. Теперь главное не размывать этот бренд, постепенно повышая требования к производству продукции, отмеченной Знаком качества. Доля таких товаров не должна превышать 10% российского рынка», – отметил Алексей Гордеев.
При этом одной из приоритетных задач Правительства является поддержка добросовестных производителей, которые делают упор на развитие производства органической продукции, в том числе, уникальных локальных брендов. Стимулирование таких предприятий увеличит долю качественных российских товаров на внутреннем рынке и повысит их конкурентоспособность за рубежом, подчеркнул вице-премьер.
Вместе с тем, Максим Протасов рассказал о сложившейся ситуации в отдельных сегментах российского рынка, где практикуется дезинформация потребителя относительно заявленных на упаковке товаров характеристик и свойств. К примеру, производителями используются такие наименования как «ключевая вода», «горный мед», «целебный продукт», и т.д. При этом на сегодня производитель не обязан документально подтверждать те или иные свойстватовара. По сути, нанесение подобной информации является маркетинговой уловкой, которая вводит в заблуждение рядовых потребителей и наносит вреддобросовестным производителям. Решением данной проблемы может стать процедура документального подтверждения тех или иных свойств товаров, информация о которых нанесена на упаковку. Вице-премьер поддержал инициативу об актуализации нормативно-правовой базы в рамках расширения ответственности предпринимателей за указание заведомо ложнойинформации на этикетке и дал поручение начать работу в этом направлении, опираясь на международный опыт защиты покупателей в этом вопросе.
Стороны также обсудили необходимость синхронизации требований к контролю продукции на всех этапах ее обращения. По информации Роскачества, на данный момент установленыразличные требования, регламентирующие параметры контроля жизненного цикла продукта. К примеру, содержание антибиотиков в мясной продукции по-разному регламентируется для сырого мяса, готовой мясной продукции, и для мясной продукции, реализуемой в заведениях общепита. Гармонизация требований к контролю качества продукции внесет ясность как для представителей бизнеса, так и для регулирующих органов.
В свою очередь, Алексей Гордеев указал, что ликвидация излишних ограничений может стать хорошим примером реализации государственной регуляторной политики и принципа регуляторной гильотины. Кроме того, вице-премьер поддержал введение моратория на новые дополнительные требования к продукции без одновременного утверждения методик её проверки на соответствие устанавливаемым требованиям.
Отдельной темой стало обсуждение формата проверки географического происхождения тех или иных товаров. Так, в классификации российских вин существует категория вин с закрепленным географическим указанием (ЗГУ) и вина с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Такие вина должны быть произведены в строго регламентированном регионе. Зачастую происхождение таких вин можно подтвердить лишь лабораторно, поэтому некоторые производители злоупотребляют привозным иностранным сырье не самого высокого качества. Роскачество апробировало метод определения места происхождения продукции по изотопному составу, что позволяет с точностью определить как тип сырья, используемого при производстве (зерновой, либо виноградный спирт), так и его географическое происхождение. Практика сбора базы изотопных библиотек существует в ведущих сельскохозяйственных странах и также способствует продвижению локальных брендов.
Вице-премьер одобрил идею создания российской национальной изотопной библиотеки. И поручил дополнительно обсудить все озвученныевопросы на очередном заседании межведомственной рабочей группы по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.