Актуальность разработки обусловлена и развитием новых форм взаимодействия «изготовитель-потребитель» (b2c) в сфере индустрии питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 и необходимости соблюдения режимов самоизоляции или карантина. Стандарт заполняет пробел в нормативных требованиях к услугам доставки продукции общепита по предварительным заказам потребителей, которые, до его разработки, полностью отсутствовали.
«Стандартом впервые устанавливаются общие требования к услугам доставки продукции общественного питания. Стандартизация услуг доставки востребована и ожидаема с учетом современных реалий. Российский рынок доставки еды за последние 2,5 года вырос более, чем на 20%, предоставляя все больше возможностей для тех, кто хочет быстро и удобно заказать еду из предприятий общественного питания домой или в офис. Поэтому утверждение ГОСТа на доставку продукции общественного питания обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей вне заведения», – отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
При разработке стандарта был изучен мировой опыт доставки еды (кoorDash, Uber Eats и Postmates в США, европейские службы доставки Uber, Deliveroo, Just Eat, Takeaway.com), а также опыт российских флагманов в области доставки (Яндекс-Еда, Деливери Клаб, Level Kitchen).
«Доставка продукции общественного питания в последние годы стала привычной услугой, которой ежедневно пользуется большое количество людей. Высокая популярность услуги, обусловленная быстротой и удобством, при отсутствии унифицированных требований к ее оказанию и послужили причинами разработки и принятия отдельного стандарта для данной области», — подчеркнул глава Росстандарта Антон Шалаев.
В стандарте установлены требования к различным форматам услуг доставки: «собственная доставка» (самостоятельная силами организаций общественного питания), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы), доставка через операторов услуг. Стандарт предусматривает варианты доставки как с взаимодействием с потребителями – контактный способ, так и бесконтактный способ доставки, который все еще остается актуальным в периоды сезонных заболеваний.
Также стандарт содержит положения, устанавливающие требования к этапам организации и условиям доставки товаров, транспортным средствам, а также к исполнителям услуг: операторам и курьерам.
Стандарт взаимосвязан с действующими нормативно-правовыми документами, в том числе Федеральным законом «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, Трудовым кодексом Российской Федерации, действующими национальными стандартами на продукцию и услуги общественного питания, санитарными нормами и правилами в индустрии питания. При этом требования стандарт не устанавливают дополнительные или избыточные требования, обременяющие оказание услуг доставки.
Разработчиком стандарта в инициативном порядке выступило Роскачество. В обсуждении и согласовании положений стандарта приняли активное участие «Яндекс.Лавка», Тандер (Магнит), «БУРГЕР РУС», Федерация рестораторов и отельеров, Главное управление общественного питания УД Президента РФ.
Справочно:
Стандарт не распространяется на услуги доставки товаров в розничной торговле, а также на услуги по реализации кулинарной продукции юридическим лицам в сегменте b2b.
На услуги доставки товаров в розничной торговле действует национальный стандарт ГОСТ Р 70760-2023 Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования