Участники рыбного форума на WorldFood 2016 обсудили продвижение русской рыбы

К новостям 16 сентября 2016
12 сентября 2016 года в рамках 25-ой юбилейной Международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow состоялась 6-я конференции «Российский рынок рыбы и морепродуктов», организованная компанией ITE и «Рыбным Союзом». В этом году основной темой конференции стало продвижение русской рыбы – отечественной рыбной продукции по всей товаропроводящей цепи от рыбака до магазинной полки.

Открывая конференцию, Председатель «Рыбного Союза» Евгений Назин призвал всех заинтересованных участников рыбного рынка  совместно работать по таким направлениям, как контроль качества, внедрение электронной маркировки упаковки рыбной продукции, внедрение электронной ветеринарной сертификации, объединившись вокруг программы Росрыболовства «Русская рыба».

Исполнительный директор «Рыбного Союза» Сергей Гудков добавил, что  система электронной ветеринарной сертификации, которая должна заработать  в 2018 году, позволит обеспечить прослеживаемость рыбной продукции и исключить излишние административные барьеры в рыбной отрасли, что дополнительно оптимизирует работу отраслевых предприятий и приведет к снижению финансовой нагрузки на бизнес.

Направленность дискуссии задал замруководителя Росрыболовства Петр Савчук, который заявил, что государство пытается изменить сложившуюся на рынке ситуацию, в частности обновляет механизмы предоставления квот, что должно простимулировать развитие нового рыболовецкого флота, включающего суда-процессоры, и береговых рыбозаводов. Он привел пример недавно открывшегося рыбоперерабатывающего завода в Мурманске, высококачественная продукция которого составит необходимую замену импорту. Он также напомнил, что сегодня в Китае перерабатывается около 700 тысяч тонн российской рыбы, но значительную долю этого сырья Россия могла бы перерабатывать у себя и поставлять в Евросоюз. Нам нужно ставить перед собой такие амбициозные задачи и постепенно их решать, - считает Савчук.

В ходе возникшей дискуссии участники конференции согласились с тем, одним из главных факторов затрудняющих продвижение отечественной рыбы, являются проблемы с ее качеством. Как сообщила заместитель руководителя АНО «Роскачество» Елена Саратцева в текущем году ее организацией было исследовано 4 категории рыбной продукции (пресервы из сельди в масле, икра лососевых, лососи соленые в ломтиках и филе трески мороженое без кожи), причем только 24 торговые марки из исследованных 106 являются полностью соответствующими требованиям «Роскачества». Из типовых проблем отрасли с качеством продукции, подчеркнула Елена Саратцева, исследованиями выявлены такие как подмена наименований (около 37% мороженого филе трески без кожи, согласно результатам исследованиям «Роскачества» — это минтай или пикша) и не соответствующие нормам микробиологические показатели (вследствие нарушение культуры производства и хранения). Результаты исследований прокомментировал модератор конференции Сергей Гудков, обративший внимание, что подменой наименований рыбы (в треске) занимаются не рыбодобытчики, не рыбопереработчики, а посреднические предприятия, которые специализируются на упаковке и переупаковке широкого спектра пищевой продукции.

Еще одним важным фактором, который способствует снижению спроса на рыбу, является ее высокая цена и об этом тоже говорили на конференции. В своем докладе, посвященном принципам ценообразования на российском рыбном рынке, представитель ФАС России Сергей Юшкин акцентировал внимание на том, что российское антимонопольное ведомство вступает за скорейшее создание биржевых аукционных площадок и внедрение практики аукционных торгов при реализации российской рыбной продукции. ФАС России продолжает исследование ценообразования в рыбной отрасли, а его результаты планируется обсудить на заседании Экспертного Совета при ФАС по рыбохозяйственному комплексу.

Во время обсуждения участники конференции поддержали обращение рыболовецкого колхоза «Красный труженик» (Камчатский край) в ФАС России, в котором содержится просьба изучить ценообразование на такую недорогую, социально значимую рыбу как навага, цена на которую при транспортировке из Владивостока до Москвы вырастает в несколько раз из-за резкого повышения прогрессивного тарифа в логистической цепочке.

Как выяснилось на конференции, в России уже заработал электронный аукцион по покупке и продаже рыбной продукции, чему была посвящена презентация руководителя компании ООО «Технологии трейдинга»  Максима Бузмакова. Площадка успешно работает уже полгода, общий объем торгов за это время составил 404 млн. руб, динамика положительная, к концу года ожидаемый объем торгов составит 150-200 млн. руб. в месяц, отметил докладчик. Всю важность этого начинания особо выделил модератор конференции Сергей Гудков, ведь отрасль, не имеющая публичных котировок, не может стать инвестиционно привлекательной. По мнению эксперта, портфельные инвестиции не пойдут в отрасль, где нет публичных индикаторов.

Завершилась конференция выступлением руководителя проекта «Амиго» Юрия Кумпана, который представил проект по интеграции информационных систем поставщиков рыбной продукции с ГИС «Меркурий» с учетом требований федеральных торговых сетей. Это готовый проект, в котором предлагается поучаствовать всем желающим, характеризуется полным объемом функционала для поставщиков в торговые сети и высокой скоростью внедрения, что особенно актуально в связи с обязательным оформлением ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с 1 января 2018 года.

Наверх