Состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по защите прав интеллектуальной собственности

К новостям 10 октября 2024
Что противопоставить патентным троллям, как защитить потребителей от ложного экологического маркетинга и чем помочь маркетплейсам в их борьбе с контрафактом – эти вопросы обсудили на заседании Межведомственной рабочей группы по защите прав интеллектуальной собственности при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Мероприятие прошло под председательством руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрия Зубова в рамках XXVIII Международной научно-практической конференции «Эра IP».

Борьба с контрафактом является важным направлением деятельности маркетплейсов. Они проводят пре- и постмодерации карточек товаров, в том числе, с помощью искусственного интеллекта. Обнаруженные контрафактные предложения блокируются. При этом в качестве документов, подтверждающих принадлежность исключительного права, используются в том числе, свидетельство на товарный знак и лицензионные договоры. Большая часть этих документов находится в государственных реестрах Роспатента. Представители маркетплейсов обратились в Роспатент с просьбой предоставить им возможность получать сведения из этих реестров.

Участники Межведомственной рабочей группы (МРГ) рассмотрели варианты такого взаимодействия. Роспатент, Минэкономразвития России и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) приняли решение совместно проработать создание общего механизма совмещения баз данных маркетплейсов с Государственным реестром товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Это позволит маркетплейсам оперативно получать сведения о правообладателях.

Сфера интеллектуальной собственности лояльна к заявителям, и эта лояльность иногда приводит к злоупотреблениям, в том числе, к патентному троллингу.

Патентные тролли – это компании или граждане, которые ничего не производят, но активно регистрируют товарные знаки, а затем шантажируют добросовестных производителей, подавая иски о нарушении исключительных прав против компаний, которые уже используют в своей деятельности схожие товарные знаки. На этих судебных разбирательствах патентные тролли и зарабатывают. В итоге добросовестные правообладатели теряют право использования обозначения, несут дополнительные расходы и издержки. Страдают и потребители, лишаясь возможности приобрести привычный товар.

По итогам обсуждения этого вопроса руководитель Роспатента Юрий Зубов предложил создать рабочую группу, в которую войдут представители Роспатента, ФАС, ТПП и Народного фронта для выработки дополнительных мер по борьбе с этим явлением.

Еще два вопроса были посвящены защите потребителей от ложного экологического маркетинга.

В первом случае речь шла о безопасности бутилированной питьевой воды. Некоторые товарные знаки содержат изображения гор, рек и ручьев. И у потребителей создается обманчивое впечатление, что в бутылках находится природная вода. Участники рабочей группы решили впредь не регистрировать такие бренды без документов, подтверждающих природное происхождение воды.

Последним рассматривался вопрос о товарах, в названия которых входят определения «Эко», «Био» и «Органик». Заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева озвучила предложение на законодательном уровне утвердить перечень документов, необходимых для предоставления заявителем при подаче заявки на регистрацию соответствующих товарных знаков.

Сегодня на полках магазинов практически половина продукции «мимикрирует» под органику, то есть называется органической на русском или английском языке либо имеет приставку «эко» и «био», при этом не имеет подтверждающего сертификата, что, безусловно, является введением потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств продукции. Роскачеством были инициированы изменения в Федеральный закон «Об органической продукции…» в части расширения перечня слов, указание которых в маркировке будет эквивалентно слову «органический» (сюда включены обозначения «эко» и «био»). Роскачество предлагает на законодательном уровне утвердить перечень документов, необходимых для предоставления заявителем при подаче заявки на регистрацию такого товарного знака, включающий сертификат соответствия производства органической продукции, выданный аккредитованным органом, а также сведения о наличии производителя такой продукции в Едином государственном реестре производителей органической продукции, который ведет Минсельхоз России.

Ольга Шанаева

Заместитель руководителя Роскачества


Наверх