Руководитель Роскачества на сессии «Здоровое питание как фактор качества жизни: роли потребителя, производителя и государства» рассказал, как сегодня в России формируется новая культура производства полезных продуктов и какую роль в этом играют сами потребители.
Максим Протасов отметил, что для реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в ближайшие годы, необходимо создать соответствующие условия. «Прежде всего, со стороны потребителей должен быть спрос на здоровое питание. Это повлечет заинтересованность производителей в изготовлении такой продукции. Также необходимы новые технологии производства и более совершенная методологическая база для оценки качества пищевой продукции», – сказал он.
Но у производителей должен быть ориентир: критерии и показатели полезности. Сегодня таким ориентиром выступают опережающие стандарты качества Роскачества. Они предусмотрены в Стратегии как инструмент для насыщения российского рынка продуктами нового поколения. «Сейчас уже можно сказать, что совершенствование рецептуры продуктов на российском рынке движется в нескольких направлениях. Так, наши стандарты предусматривают снижение потенциально опасных веществ. Например, броматы и азодикарбонамид в хлебе под запретом. Также в стандартах Роскачества закреплена тенденция к сокращению жиров и углеводов за счет увеличения белков. Как в случае с крабовыми палочками, например, где увеличено до 8% количество белка при сниженном содержании крахмала», – почеркнул Максим Протасов. Кроме того, такие требования к качеству продуктов включают показатели обязательного содержания полезных веществ. Например, обогащение витаминами и микроэлементами зафиксировано в стандартах Роскачества на соковую продукцию, детское питание.
Товары, соответствующие повышенным требованиям, получают российский Знак качества, оператором которого выступает Роскачество. «За три года нашей работы он стал индикатором качества продукции для потребителя. Покупатели голосуют рублем за такие продукты, – отметил Максим Протасов. Около 70% потребителей доверяют Знаку качества. 49% – при прочих равных характеристиках товаров отдают предпочтение продуктам со Знаком качества».
Это стимулирует производителей менять рецептуру и выпускать продукцию, которая соответствует опережающим стандартам качества. Так, например, один из жировых комбинатов скорректировал состав майонеза, так как требования Роскачества не допускают использование консервантов.
Результаты исследований показывают, что сейчас уже более трети товаров на российском рынке соответствуют повышенным требованиям качества.