В рамках проведения IV ежегодного Аграрного форума газеты «Ведомости», организованного при поддержке Минсельхоза РФ и Россельхозбанка, прошла сессия «Российская зеленая продукция: потребность регулирования быстрорастущего сегмента рынка», организованная Роскачеством.
В работе форума приняла участие заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, а также представители федеральных ведомств, владельцев и топ-менеджеров крупнейших агрохолдингов и сельхозпроизводителей, поставщиков сельскохозяйственного оборудования, предприятий смежных отраслей, и представителей инвестиционных и коммерческих банков.
До 2024 года перед сельским хозяйством стоит амбициозная задача – увеличить объем экспорта более чем в два раза, до $45 млрд. Увеличение экспорта должно происходить не только за счет роста натуральных показателей, но и благодаря созданию «новой товарной массы» (в том числе с высокой добавленной стоимостью), формированию экспортноориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранению торговых барьеров и созданию системы продвижения продукции российского АПК. По мнению Минсельхоза России, 10-15% экспортного объема может составить продукция, маркированная российским «зеленым брендом» – сельхозпродукция с улучшенными экологическими характеристиками, производство которой, в отличие от производства органической продукции, допускает использование минеральных удобрений.
Пленарное заседание форума открыла заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут. По ее словам, рынок перестраивается и движется к снижению доли зерновых в общей структуре экспорта АПК страны за счет увеличения доли продукции с большой добавленной стоимостью.
Законопроект по «зеленой продукции» находится в разработке, стандарты будут приняты в декабре, рынок еще только формируется, сообщила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева в рамках дискуссионной сессии «Российская зеленая продукция: потребность регулирования быстрорастущего сегмента рынка».
«В рамках развития рынка российской «зеленой» продукции, особенно важно создать условия честной конкуренции и открытости этого сегмента сельскохозяйственной отрасли. Отдельным направлением подобной деятельности является защита «зеленой» продукции. Основополагающими принципами формируемых мер защиты должны стать прозрачность рынка и доступность информации о сертифицированных производителях. Например, уже создаётся государственный реестр в целях безвозмездного информирования потребителей. Сведения в реестре будут общедоступными и разместятся на официальном сайте Минсельхоза. Таким образом, будет затруднено введение потребителей в заблуждение относительно «зеленого» происхождения продукции, поскольку проверить эту информацию любой желающий сможет в режиме online», – отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Еще одним способом предотвращения введения потребителей в заблуждение является утверждение единого знака для маркировки продукции «зеленого бренда». Аналогичная маркировка уже давно существует в странах, осуществляющих оборот такой продукции. Введение знака в России, по нашему мнению, будет способствовать решению проблемы гринвошинга, а также росту узнаваемости отечественной «зеленой» продукции». На следующем этапе по поручению Президента Российской Федерации будет создан новый экспортоориентированный «зеленый бренд». Этим знаком будет отмечена сельскохозяйственная продукция, произведенная с использованием методов бережного отношения к окружающей среде.
Под защитой окажутся не только потребители, чьи интересы учитывают новые требования к «зелёной» продукции. Производителям также окажут содействие по переходу на органическое производство. Минсельхозом России организовано создание образовательных продуктов и консультационных центров. Следующим этапом предлагается развитие сотрудничества с сельскими школами, формирование у сельской молодежи навыков ведения экологичного сельскохозяйственного производства.