Опрос Роскачества и Beyond Taylor: в России повысилось качество цифровых госуслуг

К новостям 17 октября 2024
Компания Beyond Taylor и Роскачество провели опрос представителей малого и среднего бизнеса, чтобы выяснить, как складываются отношения бизнеса и госсектора. Большинство опрошенных отмечают, что качество госуслуг — в первую очередь, цифровых — за последние годы повысилось. При этом излишняя бюрократия и частые нововведения по-прежнему усложняют бизнесу жизнь.

В ходе опроса у респондентов узнали, какие способы мотивации применяют в их компании. Выяснилось, что более 60% работодателей применяют и материальные, и нематериальные поощрения. Сами сотрудники больше всего ценят повышение зарплаты (39%) и квартальные премии (51%), причем 42% назвали низкую зарплату главным “демотиватором” в работе. Нематериальную мотивацию в качестве предпочтительной отметили лишь 6%, а среди конкретных мер чаще всего называли гибкий график и корпоративные мероприятия (по 30% опрошенных).

Среди опрошенных компаний менее трети предоставляют услуги или товары государству, но с проблемами при взаимодействии с госструктурами сталкивались все. В топ-5 входят сложности с оформлением документов (30%) и доступом к госфинансированию (19%), а также частые изменения законодательства (29%), под которые приходится подстраиваться на ходу. Чтобы их преодолеть, считают предприниматели, нужно сделать регламенты и рекомендации госучреждений более прозрачными (39%) и отвечающими реальным потребностям бизнеса (33%).

В то же время, за последние пять лет отношения бизнеса с госсектором все же улучшились. Это произошло благодаря развитию онлайн-сервисов (считают 25 %), сокращению бюрократии и ускорению принятия решений (35%), а также — росту профессионализма госслужащих (24%).

30% компаний считает, что у госучреждений больше ресурсов для развития IT-инфраструктуры, 27% отмечают программы корпоративного обучения и переподготовки, а 26% — легкий доступ к финансированию самых разных статей бюджета. Очевидно, что всего этого бизнесу остро не хватает: особенно на фоне оттока западных IT-сервисов и инвестиций, нехватки квалифицированных кадров, высокой инфляции и дорогих кредитов. Отсюда и растущие запросы к госсектору, который обладает всеми необходимыми ресурсами, но меняется гораздо медленнее, чем хотелось бы и не отвечает всем запросам своих клиентов — включая бизнес.
Российский малый и средний бизнес наблюдает за улучшением качества государственных услуг, особенно в цифровой сфере, но сталкивается с бюрократическими преградами. Несмотря на трудности, последние пять лет ознаменовались улучшением отношений благодаря развитию онлайн-сервисов, повышению профессионализма госслужащих и ориентации на клиента. Трансформация госсектора требует понимания потребностей клиентов, что станет основой для эффективных и прозрачных процессов.
Евгения Ганькина

Директор департамента организационного развития Роскачества

Трансформация госсектора — сложный, долгий и болезненный процесс. Начинается он с поиска клиента — того, кто является конечным потребителем госуслуг и первым почувствует, если что-то идет не так. Для госструктур такими клиентами являются физлица и компании, которые оформляют документы и денежные субсидии, а также сами госслужащие, которые участвуют во взаимодействии с другими госучреждениями или представляют их публично.

Поиск клиента и определение его потребностей — первый и самый важный шаг на пути к трансформации госучреждения в направлении Клиентократии. Именно он поможет сформировать систему обещаний, которые станут главным ориентиром для всех ключевых процессов и коммуникаций — как внешних, так и внутренних.
Всеволод Мещеряков

GR-директор компании Beyond Taylor


Наверх