Общественная палата РФ рекомендовала Правительству вернуть госконтроль за оборотом стройматериалов

К новостям 30 ноября 2021
До 25% строительных материалов и изделий в России – фальсификат


В Общественной палате РФ прошли общественные слушания по вопросам фальсификации на рынке строительных материалов. Мероприятие было инициировано Общественным советом при Росстандарте при поддержке Общественной Палаты РФ и Роскачества.

В слушаниях приняли участие представители 7 Общественных советов, в том числе представители ОС Минпромторга, Минэкономразвития, МВД, Минстроя, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора, также представители более 20 профессиональных объединений и общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти.

ОП_РФ.jpeg

Со вступительным словом выступил заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб: «Эта тема касается каждого гражданина, хотя на первый взгляд и носит узкопрофильный характер. Мы все живем в домах и квартирах, и это — тема безопасности наших с вами жизней. До 25% строительной продукции являются фальсификатом. Уверен, что это не последние слушания, поскольку по теме фальсификации стройматериалов существует множество вопросов, которые необходимо решить при участии многих общественных советов. Важно, чтобы они рассматривались со всех точек зрения».

МАП_ОП РФ.jpeg

Председатель Общественного совета при Росстандарте, руководитель Роскачества Максим Протасов отметил, что проводимые общественные слушания стали итогом работы, системно проводимой членами общественного совета при Росстандарте: «Вопрос, связанный с предотвращением оборота строительных изделий, а именно труб, находится на контроле Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. По итогам рассмотрения инициированы дополнительные проверки аккредитованных лиц, выдающих документы об оценке соответствия с нарушениями. Работа по мониторингу в сфере обращения труб продолжает проводиться организациями, входящими в Общественный совет. Нами подготовлена справочная информация в Администрацию Президента о влиянии труб на качество питьевой воды для населения в рамках соответствующего поручения главы государства».

Заместитель председателя Общественного совета Росстандарта Владислав Ткаченко упомянул, что на сегодняшний день в действующем законодательстве отсутствует определение понятия фальсификации продукции: «Фальсификат, составляющий 25% от общего рынка строительной продукции объемом 8 трлн рублей, – это 2 трлн прямых убытков в год. В значительной мере причина этого в том, что мы до настоящего времени не договорились в нормативно-правовом смысле о значении понятия «фальсифицированная продукция». Например, Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» использует более общее понятие «продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов». Однако, такие «несоответствия» могут быть разными, мы же говорим о небезопасной продукции, сопровождаемой заведомо недостоверной информацией, которая с высокой долей вероятности причинит ущерб хозяйствующим субъектам и нашим с вами согражданам. Для того, чтобы поставить эффективный заслон потоку низкокачественных поддельных строительных материалов и изделий, нам необходимо ввести отдельное понятие фальсифицированной промышленной продукции, установить признаки такой продукции, запрет на ее производство и введение в оборот, а также такие меры административного воздействия как конфискация и утилизация за счет владельца, не исключая административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность за производство и торговлю фальсификатом».

Представители кабельной, электротехнической, коммунальной отраслей и теплоснабжения и др. представили результаты мониторинга рынка своих товарных категорий, доказывающие, что уровень фальсифицированной продукции за последние полгода достиг по ряду категорий 73%, что влечет серьёзные и непредсказуемые последствия для жизни и безопасности граждан.

По итогам участниками общественных слушаний было рекомендовано принять Правительству РФ меры по определению понятия «фальсифицированная промышленная продукция», установлению запрета на введение такой продукции в оборот, вернуть утраченный государством контроль и надзор за оборотом стройматериалов, провести проверку органов по сертификации и лабораторий, выдающих документацию на фальсифицированные строй материалы, а также ввести цифровую маркировку ряда строительных материалов.

Наверх