В июле-сентябре текущего года Роскачество при поддержке Общественного Совета по развитию такси провело исследование рынка такси в преддверии вступления в силу нового закона «О такси», чтобы выяснить, насколько пассажиры готовы к грядущим изменениям. В опросе приняли участие 1000 респондентов.
Несмотря на нестабильную ситуацию с тарифами на такси за последние полгода, как показало исследование, 62,4% россиян удовлетворены соотношением цены и качества предоставляемых услуг такси. При этом показатель удовлетворенности поездками повысился за последний год с 4,27 до 4,33 п.п. В целом услуги такси пассажиры оценивают как безопасные: 92,9% пассажиров не сталкивались с опасными ситуациями при поездках. К таким случаям респонденты относят превышение скорости водителем, сонливость за рулем, провоцирование и попадание в ДТП.
Новый закон «О такси» предоставляет возможность властям в регионах вводить дополнительные требования к такси. Например, такие как цвет кузова автомобиля такси, его экологический класс, требование к аттестации водителей. На данный момент, в 15-ти российских регионах выступили за установление требования к цвету кузова такси. Инициаторы обосновывают это повышением безопасности перевозок.
Поэтому было решено задать пассажирам вопрос: если все автомобили такси будут одного цвета, повысится ли от этого безопасность поездок? 72,5% опрошенных сказали, что цвет такси не влияет на безопасность поездки. Вместе с этим при выборе автомобиля между отечественными или иностранными марками 82,4% россиян отдают предпочтение иностранным автомобилям такси. Респонденты считают их безопаснее, надежнее и качественнее, более комфортными и красивыми, а также вызывающими большее доверие.
«Отечественным автопроизводителям в рамках обсуждения предложения о локализации автомобилей такси необходимо обратить внимание на мнение граждан. Учесть те моменты, которые беспокоят россиян относительно безопасности и комфортности предлагаемых автомобилей для такси. Также нужно принять во внимание установленные региональные законодательные требования к такси: цвету кузова и экологическому классу. К примеру, мы не встречали, чтобы в линейке цветов у отечественных автопроизводителей были машины желтого цвета», — пояснила Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.
За безопасность отвечают оба
Как показывает статистика, автомобили такси находятся на дороге значительно дольше обычного автомобиля и, соответственно, попадают в ДТП чаще. Основная ответственность за безопасность перевозки лежит на водителе, который должен перед выходом на линию хорошо отдохнуть, пройти медицинский контроль и провести технический осмотр автомобиля. Однако и пассажиры тоже должны соблюдать меры безопасности при поездке - обязательно пристегивать себя ремнем безопасности, даже если едут на заднем сидении автомобиля. А также заботиться о безопасной перевозке детей. По результатам исследования, 35% пользователей такси пристегиваются иногда или совсем не пристегиваются при поездках.
«Нередко водители такси сталкиваются с отказами со стороны пассажиров на просьбу пристегнуть ремень безопасности. Порой это провоцирует конфликты. Но пассажиры должны понимать, что водитель несет ответственность за их безопасность. А пристегнутый ремень — это основа безопасности, причем даже на заднем сидении. Поэтому необходима системная работа как со стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны таксопарков в этом направлении. И, конечно, очень важна помощь СМИ в части популяризации и информирования о важности использования ремней безопасности при поездках», — подчеркнула Ирина Зарипова.
«В этом году чуть более 7% пассажиров попадали в опасные ситуации, которые чаще всего были связаны с манерой вождения водителя. Но в целом удовлетворенность поездками стала чуть выше, чем в прошлом году, и это не может не радовать», - отметил Антон Куканов, заместитель руководителя Роскачества.
Если говорить об общем впечатлении пассажиров от взаимодействия с водителем, то позитивным смогли назвать свой опыт чуть больше половины респондентов. Самые положительные моменты, на которые пользователи обратили внимание, - это вежливость водителей, тот факт, что они были пристегнуты и водили безопасно. В числе распространенных отрицательных моментов - невнимательность водителя к дороге, водитель не был пристегнут и навязчиво втягивал пассажира в диалог.
Много спорных ситуаций возникает по вопросу перевозки детей. По закону дети должны находиться в такси в детском удерживающем устройстве (ДУУ). Однако это накладывает на перевозчиков дополнительные расходы, а также ограничения в виде занятого креслом сидения или багажника. В этой ситуации у пассажира есть два варианта: заказать автомобиль по детскому тарифу или взять кресло с собой. Как показал опрос, 86,9% пассажиров такси предпочитают заплатить перевозчикам за предоставление детского удерживающего устройства. А 13,1 % ответили, что готовы взять свое ДУУ.
Если говорить о других механизмах по повышению безопасности поездок на такси, респонденты положительно оценивают установление в автомобилях камер контроля за усталостью водителя, но 71% опрошенных не желают, чтобы их установка отразилась на стоимости поездки.
«Стоит продолжить работу с переработками водителями, так как это напрямую влияет на безопасность поездок. Также важно проводить обучение водителей культуре взаимодействия с пассажирами, внедрять стандарты качества оказания услуг. Мы много раз говорили о том, что пользователи готовы оставлять чаевые, но для этого они хотят видеть должное обращение и помощь со стороны водителя. Также, важно, чтобы водители знали правила и актуализировали свои знания ПДД», - отметил Антон Куканов.
С осени следующего года в такси вводится обязательное страхование ответственности перевозчиков. Это значит, что каждый пассажир будет застрахован на сумму до 2,2 млн рублей, а его имущество до 23 тысяч рублей. Эксперты полагают, что дополнительное страхование приведет к росту тарифов на такси. Опрос показал, что чуть больше половины респондентов готовы доплачивать небольшую сумму за свою страховку.