События последних нескольких лет показали: фейки несут вред как социальному благополучию граждан, за которое отвечают органы власти, так и экономическим процессам бизнеса, поэтому синергия государственных и частных усилий необходима в борьбе с недостоверной информацией, отметили участники экспертного форума «Диалог о фейках», объединившего представителей госведомств и менеджмент крупных частных компаний. Вместе они обменялись опытом и обсудили эффективные практики противостояния дезинформации.
Задавая тон дискуссии, советник министра, руководитель пресс-службы Минцифры России Мария Мезенцева отметила, что в своей работе с недостоверной информацией, которой стало особенно много после начала специальной военной операции и старта частичной мобилизации, ведомство использует возможности медиа и публикует оперативные опровержения фейков в Telegram-канале Минцифры, благодаря чему новостные агентства оперативно «забирают себе» достоверные новости, касающиеся жизни IT-отрасли и работы портала «Госуслуг». Говоря об общих принципах работы с фейками, Мария Мезенцева отметила: «Быть честным легко и приятно. Самый банальный принцип — это скорость, которая является главной компетенцией при отработке фейков. Следующий принцип — это ясность: важно не допускать двусмысленных толкований. Другой важный принцип — это, конечно, открытость. И аргументированность: надо уметь по пунктам объяснять аудитории, почему фейк — это действительно фейк».
Бизнес также в последние годы все чаще сталкивается с целыми кампаниями по дезинформации и сегодня вынужден на это реагировать. Одним из способов превентивной борьбы с фейками является составление коммуникационного плана, в котором может быть прописан алгоритм отработки недостоверных сообщений, влияющих на большое число потребителей. Директор по B2B-маркетингу и бизнес-коммуникациям Ozon Мария Заикина поделилась с гостями форума: «Работа с фейками уже стала рутинной частью нашей работы, и эта часть в первую очередь про анализ рисков и вероятностей. Поэтому главный совет в борьбе с фейками заключается в том, чтобы вы заранее проанализировали, по каким поводам в вас могут “лететь” фейки, и выработали алгоритм, план, которому вы будете следовать. Также проработайте сеть “агентов влияния”, контактируйте с лидерами мнений, которые будут объяснять происходящее на простом и понятном для ваших целевых аудиторий языке».
Выработка собственных механик для успешного противостояния дезинформации — сегодня безусловный KPI для бизнеса, деятельность которого касается комфорта миллионов граждан страны. Начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максим Лунев отметил, что крупнейший в стране перевозчик сети железных дорог для отработки недостоверной информации использует следующую формулу: сначала эксперты обнаруживают подозрительный материал и оценивают потенциал распространения новости, затем следует фаза молниеносной подготовки комментария, пусть даже очень короткого. На финальной стадии происходит выбор каналов распространения для публичного опровержения фейка.
«Главный рецепт борьбы с фейками — качественная аналитическая работа, создание “карты рисков”, которая позволит системно реагировать на возникающие информационные кризисы. А за аналитикой следует оперативность, своевременная трансляция опровержений фейка в публичном поле», — подчеркнул Максим Лунев.
Сфера здравоохранения — та область, которая особо чувствительна к дезинформации, причем страдают от нее как госучреждения, так и частные клиники. Помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов поделился опытом опровержения фейков об отмене санитарной авиации, о чипировании и об отмене бесплатных медицинских услуг. Также он рассказал, как работа министерства над созданием цифровых медицинских профилей, которые объединят в защищенном контуре данные о здоровье граждан, спровоцировала рост панических и недостоверных сообщений в соцсетях и СМИ.
«Спустя два года после того, как министр впервые озвучил, что такие цифровые профили будут созданы, пошла волна негодования в соцсетях, а за ней — вбросы о том, что конечная цель Минздрава заключается якобы в создании “цифрового концлагеря”. Мы благодарим коллег из АНО “Диалог Регионы” за оперативное опровержение фейков по этой непростой теме в публичном поле. С их помощью мы подробно объяснили, как именно будут работать цифровые медицинские профили и как они будут защищены с точки зрения персональных данных», — поделился Алексей Кузнецов.
Другая популярная цель для распространителей фейков — это дезинформация о качестве товаров и услуг. Заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов в ходе сессии также рассказал о модерации фейковых объявлений, запущенных специально для оценки качества работы площадок. Он отметил, что важно оценивать не только товары, но и услуги, в том числе цифровые. «Роскачество» ставит своей задачей формирование среды осознанных потребителей. Для этого организация работает бок о бок с федеральными органами власти, экспертным сообществом и бизнесом, формируя потребительские рекомендации и выпуская экспертные материалы, а также проводя образовательные акции, среди которых «Цифровой диктант», позволяющий пользователям сети проверить свой уровень цифровой грамотности.
«Правда — это лучшая инвестиция в сегодняшних условиях. Государству и бизнесу необходимо и дальше обмениваться опытом, опровергать информацию совместно и каждому по отдельности, не забывая прибегать к помощи профессионального сообщества фактчекеров. Только действуя проактивно в борьбе с фейками, мы сможем не допустить их негативного влияния на умы людей», — заключила модератор дискуссии, заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Полетаева.
Источник: АНО «Диалог»