С 1 по 3 июня в Нижнем Новгороде проходит конференция ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России), дающая возможность для диалога и кооперации государства и бизнеса по вопросам развития цифровой экономики. На сессии «Доступные технологии и технологии для доступности» выступил заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов, рассказавший про адаптацию мобильных сервисов для людей с инвалидностью.
Цифровые технологии играют все более значимую роль в обществе, и важно, чтобы технологии – и уже имеющиеся, и только разрабатываемые - носили инклюзивный характер и предоставляли равные возможности доступа для всех пользователей, в том числе, имеющих инвалидность по зрению или слуху.
Большинство людей со слепотой пользуются интернетом как с помощью компьютеров или ноутбуков, так и с помощью смартфонов, на которые предустановлены или загружены специальные озвучивающие программы (программы экранного доступа или скринридеры). Период пандемии особенно ярко показал, как важно, чтобы у этой категории пользователей была беспрепятственная возможность воспользоваться онлайн-сервисами по заказу разных продуктов и товаров, заказу такси, был доступ к интернет-банкингу, возможность дистанционного обучения и поиска работы.
Пользователи с инвалидностью сталкиваются с серьезными трудностями при использовании технологий, среди них:
-
Неадаптированные ссылки и кнопки для экранных дикторов (если ссылки и кнопки правильно помечены, то скринридеры могут зачитать надпись вслух, если же нет, то пользователям оказывается трудно найти нужную информацию);
- Изображения без описания (если у изображений нет альтернативного текста, то скринридеры просто произнесут слово «изображение» или «графика», что не даст никакого контекста или смысла);
- Автоматическое воспроизведение видео контента (автоматическое воспроизведение видео или аудио может заглушить звук скринридера, что затрудняет поиск кнопок паузы или остановки);
- Недостаточный контраст текста и фона;
- Наличие только одного способа – текстового или голосового – для подтверждения заказа/запроса техподдержки/т.п.
Центр цифровой экспертизы Роскачества уже 5 лет проводит исследования мобильных приложений, в том числе проверяя их на адаптацию для людей с инвалидностью. В 2021 году из более 180 исследованных приложений, около сотни были протестированы на инклюзивность. В их числе:
-
Сервисы кино и сериалов;
-
Такси;
- Покупка билетов в кино;
- Видеозвонки;
- Доставка продуктов;
- Фитнес.
Результаты проведенных тестов показали:
-
Из 20 приложений для просмотра кино и сериалов на Android нет ни одного, которое бы полностью поддерживало технологию Talk Back. 18 приложений поддерживают ее частично, а у двух поддержка технологии полностью отсутствует;
- Из 14 приложений для доставки продуктов на iOS только у одного приложения была полная поддержка технологии VoiceOver, у 13 приложений частичная поддержка. На платформе Android у всех 14 приложений присутствует только частичная поддержка Talk Back.
- 65% всех исследуемых приложений на платформе iOS не поддерживают динамические шрифты в приложениях.
«Согласно результатам исследования Роскачества, есть небольшое число отечественных разработчиков, которые показали достойный результат с точки зрения инклюзивности. В целом же, на данный момент количество приложений, которые можно свободно использовать людям с ограниченными возможностями, достаточно невелико. Мы видим большую и распространенную проблему с поддержкой динамического шрифта на iOS и недостаточную поддержку скринридеров на Android, - отметил Антон Куканов. В этом направлении разработчикам есть, над чем работать, и Роскачество им в этом помогает. Мы информируем их о результатах наших исследований и рассказываем, какие изменения можно внедрить и как качественно это сделать. Безусловно, важно думать обо всех пользователях, потому что использование приложений и сервисов непосредственно влияет на качество жизни».