15.07.2019

Как распознать телефонного мошенника?

Добавить в закладки
Центр цифровой экспертизы Роскачества совместно с экспертами по кибербезопасности из Group-IB составили рекомендации, соблюдая которые, вы сведёте к минимумы вероятность быть обманутым

Телефонное мошенничество является одним из самых массовых цифровых преступлений. Так, по данным МВД, в 2018 году их было зафиксировано почти 43 тысячи.

То, что телефонное мошенничество занимает одно из лидирующих мест среди киберпреступлений, подтверждают, в частности, и в Сбербанке.

Это социальная инженерия, незаконный метод получения информации, при котором жертва предоставляет все данные самостоятельно. Социальная инженерия стала одной из самых острых проблем для клиентов российских банков: по данным Сбербанка, её доля в общем объёме мошенничества в отношении клиентов достигла 88%. Всем клиентам следует соблюдать простые правила: никому, в том числе сотруднику банка, нельзя называть полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций. В такой ситуации нужно прекратить разговор и перезвонить в банк по его официальному номеру, -подчеркнули в пресс-службе Сбербанка.

Необходимо отметить, что немаловажную роль здесь играют соцсети, уже ставшие частью нашей повседневной жизни. Так, многие выкладывают на всеобщее обозрение всю личную информацию, включая номера телефонов, адреса проживания, данные о движимом и недвижимом имуществе, расписывают распорядок дня, указывают своё текущее, что также играет на руку преступникам, которым остаётся только наметить потенциальную жертву и узнать из её страницы в соцсети всё, что их интересует.

Ниже представлены специальные рекомендации, составленные Центром цифровой экспертизы Роскачества совместно с экспертами по кибербезопасности из Group-IB.

  • Неизвестный просит вас сообщить CVV (код сзади карты) банковской карты, кодовое слово или код из смс. Как только вы услышали эту просьбу — на линии мошенник. Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.

  • Вам указывают реквизиты для перевода. Переводить по ним средства нельзя, даже если легенда кажется убедительной. Уточняйте ФИО звонящего и детали, которые не может знать посторонний человек, обязательно свяжитесь с родными, если речь идёт о них.

  • Вас просят предоставить какие-либо личные сведения. Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Если вы сомневаетесь, что на линии банковский сотрудник, не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами и т.п.

  • Вам звонят с целью предупредить о мошеннической операции с вашим счетом. Выглядит все примерно так: вам звонит «сотрудник банка», клиентом которого вы являетесь, и говорит, что с вашего счета неизвестные пытаются списать некую сумму денег. Звонящий может даже рассказать вам, сколько денег у вас на счету, и когда в последний раз была произведена операция по вашему счету, но это далеко не гарантия подлинности – к сожалению, даже такая информация может попасть в руки злоумышленников. Обычно в подобных случаях банк автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, и сам клиент звонит для разблокировки и называет свои данные.

  • Вы на 100% не уверены в том, откуда исходит звонок. Попросите собеседника перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент. В данной просьбе есть две положительные стороны: во-первых, у вас будет время проверить номер телефона, с которого был осуществлён звонок, в интернете (если это мошенник, наверняка кто-то уже отметил данный номер на различных форумах как потенциально опасный), а, во-вторых, аферисты далеко не всегда перезванивают повторно, предпочитая решать все задачи за один звонок.

  • Сотрудник банка отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона. Вряд ли такой звонок действительно поступает от банка. Если собеседник представился сотрудником банка, перезвоните туда самостоятельно и всё уточните. При этом звонить нужно только по номеру телефона, указанному на сайте, а не по тому, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.

  • Если вам обещают лёгких денег или выгоды без усилий – очевидно, вас хотят обмануть. К примеру, вам могут рассказать о том, что вы выиграли в лотерее, или вам сейчас будет осуществлен денежный перевод, однако от вас требуется либо информация по карте, либо некий взнос.

  • На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии. Запомните – две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл. Велика вероятность, что ничего не произошло, и это мошенник «сгущает краски».

  • Объявите, что вы записываете разговор. Собеседника пугает ваше предупреждение? Действительно, в большинстве случаев именно это заставляет преступников пойти на «попятную».

  • Вас просят никому не рассказывать о данном разговоре и о том, что вас просят сделать. Естественно, на линии мошенник.

Если звонок поступил якобы от сотрудника банка, но вы «раскусили» мошенника или даже просто подозреваете – свяжитесь с банком, от имени которого был совершён звонок, и продиктуйте им данный номер. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке номера мошенника. В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией или даже по какой-то причине «клюнули» на удочку аферистов – обращайтесь в ближайшее отделение полиции с заявлением о преступлении. Пригодятся все факты, которые вы запомнили, – пояснил заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский. 

Для того, чтобы еще до контакта с собеседником знать, кто вам звонит, найдите и скачайте специальное приложение, которое определяет неизвестные номера, а также предупреждает о принадлежности номера к организации или категории «спам». В большинстве случаев такое приложение спасает от нежелательных контактов.

Поделиться:
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара