Мы должны научиться производить качественную конкурентную продукцию, востребованную не только у нас в России, но и на мировых глобальных рынках. В конечном счёте задача заключается в том, чтобы полнее и эффективнее использовать наши внутренние возможности для решения задач развития
Веерные исследования – основа мониторинговой деятельности Роскачества. Вокруг них на основании специального национального стандарта (ГОСТ) выстраивается сложный комплексный процесс — от разработки стандартов и методик испытаний до присуждения производителю российского Знака качества и донесения до потребителей объективной информации о качестве товаров.
Веерные исследования — это уникальный формат мониторинга качества - механизм, который позволяет представить гражданам страны единую картину качества товаров, сформировать прозрачный и открытый рейтинг товаров.
Роскачество разрабатывает опережающие стандарты, исследует максимально возможное количество товаров в каждой категории, закупает их в масштабах всей страны и испытывает на широкий список показателей в лучших лабораториях.
Ежегодно, Роскачество организует и проводит более 50 веерных исследований в наиболее востребованных и интересных для российского потребителя категориях продукции.
Ежегодно, Роскачество проводит масштабную подготовительную работу по формированию плана исследований на год. Для того, чтобы выбрать наиболее интересные для потребителя товарные категории, эксперты проводят социологические опросы, изучают и анализируют отношение россиян к качеству продукции и выделяют наиболее острые, волнующие российского потребителя проблемы. Мнение потребителей особенно важно для организации – ежегодно в Роскачество поступают тысячи предложений от граждан по исследованию товаров.
Наиболее приоритетные с точки зрения государства товарные категории, требующие изучения качества, предоставляют профильные федеральные органы власти, администрации субъектов Российской Федерации, контрольно-надзорные органы.
При формировании плана исследований, Роскачество также учитывает рекомендации крупнейших отраслевых ассоциаций, обществ защиты прав потребителей и научных институтов.
С учетом мнений всех участников процесса – потребителей, государства, производителей и продавцов, формируется список приоритетных товарных категорий, который, после утверждения Правительством России, превращается в план работы Роскачества на очередной год.
Официальным стартом веерных исследований является подготовка паспорта по изучаемой категории Департаментом аналитики и проектного управления Роскачества. Паспорт представляет собой аналитический документ, содержащий всестороннюю информацию об изучаемом объекте исследования. Данные сведения формируются на основе анализа рынка и статистических данных, изучения нормативной документации, по которой производится продукция, обращения к экспертным сообществам, имеющим многолетний опыт работы с анализируемой категорией, а также изучения мнения и опасений потребителей, распространенных стереотипов, негативного опыта в использовании/ потреблении продукции. Именно позиция потребителей является базисом в формировании программы будущих исследований и основой для выставления рейтинга продукции. Непосредственно перед запуском каждого исследования аналитики внимательно изучают мнение потребителей относительно продукции, а также проводят опросы на портале и в социальных сетях Роскачества, где аудитория делится своим потребительским опытом и теми вопросами, которые волнуют в конкретной продукции. Утверждение объекта исследования и программы испытаний (в том числе повышенные требования стандарта Роскачества) проходит в несколько этапов совместно с независимыми экспертами, одновременно учитывая позицию потребителей. Таким образом, исследования Роскачества помогают отвечать на наиболее волнующие вопросы и опасения потребителей относительно интересующих их товаров.
После определения объекта исследования следующим этапом является подбор и утверждение конкретного перечня товаров и торговых марок, которые пройдут через независимые лабораторные испытания. Основой для формирования перечня становятся исследования рынка, изучение как крупнейших производителей, так и небольших производств на рынке и анализ информации от всех известных торговых сетей и аналитических агентств. Проведение регулярных опросов на портале Роскачества и в социальных сетях, а также заявки потребителей через мобильное приложение Роскачества и портал Роскачества помогают учитывать мнение потребителей, их предпочтения и наиболее интересующие торговые марки со всех регионов страны. В итоге в бренд-лист попадают самые популярные у населения марки товаров в каждой категории. В дальнейшем Роскачество дополнительно проводит повторные испытания уже исследуемых категорий, непрерывно контролируя качество продукции на полках магазинов, проводя мониторинг рынка и учитывая его преобразования. По итогам выхода веера каждый потребитель имеет возможность оставить обратную связь на портале Роскачества, выразить степень удовлетворенности как относительно проверенной продукции, программы испытаний и т.д., так и в целом веерным исследованием, что будет непременно учтено при проведении будущих исследований.
В ходе веерных исследований приобретение товаров в торговых сетях производится исключительно сертифицированными закупщиками. Ни производитель, ни ритейлер не могут знать, в какой конкретной торговой точке, с какой полки будет производиться закупка. Таким образом, уже на этом этапе исключается возможность внешнего влияния на результат исследований. Для этой же цели каждый образец сразу после закупки тщательно обезличивается – с него удаляются все опознавательные знаки. После этого образец отправляется на испытания в лабораторию.
Обезличивание – процесс удаления с товара любых логотипов, маркировок и прочей информации, по которой можно идентифицировать бренд производителя. Таким образом, лаборатория не может узнать, товар под какой торговой маркой она в данный момент испытывает.
В том случае, если товар по одному или нескольким параметрам будет признан небезопасным, эта информация передается в соответствующие надзорные органы, которые инициируют проверку недобросовестного производителя. Производителям продукции с наивысшим рейтингом Роскачества, соответствующим всем показателям опережающего стандарта Роскачества, предлагается пройти процедуру бесплатной добровольной сертификации, по результатам которой экспертами Роскачества будет приниматься решение о присуждении товару российского Знака качества. Обо всех исследованных товарах и их рейтинге Вы можете прочитать в разделе «Исследования качества». После опубликования результатов веерное исследование считается завершенным.
Опровержение
Когда завершены все тесты товаров из исследуемой категории, собирается рабочая группа Технического комитета Роскачества, в который входят отраслевые эксперты, производители и сотрудники Роскачества. Рабочая группа изучает результаты исследования и утверждает его итоговые результаты на базе ранее установленных принципов оценки показателей программы испытаний по шкале от 0 до 5 В этой шкале ноль играет главную роль: такое значение ставится, когда товар по одному из важных (а иногда и жизненно важных) показателей не дотягивает даже до минимально допустимых значений. В этом случае продукт получает нулевой рейтинг Роскачества
Система рейтингов проста для понимания потребителей и справедлива по отношению к производителям. Она учитывает реальное положение дел на товарной рынке, которое фиксируют исследования качества.
Все результаты исследования публикуются на потребительском портале Роскачества. Все желающие могут ознакомиться с протоколами испытаний, пояснительным текстом к исследованию, общим рейтингом и подробным описанием каждого товара, участвовавшего в испытаниях. Кроме того, результаты исследования доводятся до потребителей через средства массовой информации.
Таким образом, запускается признанный во всем мире инструмент «мягкой силы»: информированный покупатель выбирает продукцию с высоким рейтингом Роскачества, а производитель стремится повысить качество своего продукта для достижения такого рейтинга и заслуженной лояльности потребителей.